I. Целевой раздел Программы Пояснительная записка В последние годы в современном обществе заметно выросла потребность в эффективном развитии детей раннего возраста. Явление это не случайно и связано, по всей видимости, не только с повышением рождаемости, но и с пониманием самоценности этого периода детства и значения развития ребенка в младшем возрасте для последующего становления его личности. Современная наука признает раннее детство как один из наиболее интенсивных и насыщенных этапов психического развития ребенка, во время которого закладываются основы для развития общих способностей (в психологическая том числе готовность и музыкальных). ребенка к В творческой этот период деятельности. формируется У малыша накапливаются навыки и первый жизненный опыт, которые помогут в будущем реализоваться творческой личности. Как показали исследования ученых развитие творческих способностей в одной какой-либо деятельности (в данном случае музыкально-творческой) положительно сказывается на овладении другой, обогащает опыт, вызывает глубокие чувства и эмоции. По мнению известных педагогов – психологов, вводить детей в мир искусства, творчества следует как можно раньше, постепенно, систематически от простого к сложному. Самым эмоциональным видом искусства, по общему признанию, является музыка. Именно она способна наиболее эффективно и успешно развить эстетический вкус ребенка, пробудить его творческий потенциал. А музыкальное творчество является одним из наиболее продуктивных видов творчества. И поэтому одной из важнейших задач развития детей является приобщение их к волшебному миру музыкального искусства. Для более полноценного, раннего художественно-эстетического развития детей наряду с традиционными занятиями в нашем детском вводятся дополнительные занятия в студии «Малышок». На базе МБДОО №6 «Золотой петушок» разработана программа раннего художественно-эстетического развития для детей раннего возраста «Малышок». Программа «Малышок» предназначена для художественно-эстетического развития детей раннего возраста, посещающих общеобразовательный детский сад. Данная программа представляет собой оригинальную разработку системы музыкальных занятий и предназначена для детей раннего дошкольного возраста. Цели и задачи реализации Программы. Цель программы: приобщение детей к музыкальному искусству через разнообразную музыкально-творческую деятельность Задачи: 1. способствовать раннему развитию ребенка через комплексную музыкальную деятельность; 2. воспитывать интерес и любовь к музыке, эмоциональную отзывчивость на ее выразительные и изобразительные особенности; 3. развивать музыкально-сенсорный слух, обучая детей воспринимать и различать высокое и низкое, тихое и громкое звучание музыкальных звуков, обогащать слуховой опыт; 4. прививать элементарные певческие навыки, приобщать к выразительному пению, 5. формировать элементарные музыкально-ритмические навыки; 6. побуждать к первоначальным творческим проявлениям в музыкальных играх и свободных плясках; 7. развивать фонематические процессы и интонационный слух в звуко- подражательных музыкальных играх со словом и инструментами; 8. развивать тембровый слух в играх с инструментами и предметами окружающего мира, использовать их в озвучивании стихов и сказок. Принципы и подходы к формированию Программы: Принцип единства, воспитательных, развивающих и образовательных задач процесса образования детей дошкольного возраста. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей. Принцип реализации потенциальных возможностей ребёнка. Принцип корректного отношения к личностным качествам ребёнка, к его психоэмоциональному состоянию. Принцип постепенности, последовательности, доступности. Деятельностный принцип, в результате которого дети раннего возраста открывают новые знания с помощью игровых действий. Принцип интеграции образовательных областей (музыки, речи, движения). Концепция В данной авторской программе раннего музыкально-эстетического развития детей органично сочетаются систематическое обучение и развитие музыкальности детей на основе творческого, игрового, взаимодействия с детьми (в игре малыши получают удовольствие и не осознают, что их учат). У детской музыкальности в раннем и дошкольном возрасте есть одна абсолютно приоритетная цель: телесно-эмоциональное (а не интеллектуальное) знакомство с музыкой и освоение ее через деятельность и игру. Именно поэтому основой программы является игровая методика: игровой материал, игровой подход педагога к его преподнесению и разучиванию, игровое развертывание занятия и его игровая атмосфера. Главным пунктом, безусловно, является игровой материал, который много лет подбирался, придумывался мной и шлифовался. Именно он диктует на занятии и подходы и атмосферу. Планируемые результаты освоения Программы К концу учебного года у детей будет: накоплен достаточный запас музыкальных впечатлений; развито элементарное музыкально-эстетическое восприятие и эмоциональная отзывчивость на музыку; в определенной степени сформировано восприятие и различение выразительных элементарных музыкальных отношений музыкальных звуков, контрастных по высоте, длительности, тембру и динамике; достаточно велика музыкальная активность; Дети будут: с удовольствием включаться в выразительное пение интересных для них песен, владеть некоторыми элементарными певческими умениями (петь напевно, по большей части согласованно с музыкой); эмоционально исполнять несложные танцы (в том числе и с атрибутами), танцевать в кругу, в паре, в хороводе; легко вовлекаться в музыкальные и музыкально сюжетные игры, стараться действия выполнять под музыку, передавать характерные движения игровых персонажей; охотно осваивать звучащие музыкальные игрушки и инструменты; проявлять первичные музыкально-творческие способности, как в пении, так и в движении. Особенности музыкального развития детей третьего года жизни: На третьем году жизни ребенка происходит дальнейшее развитие музыкальности и прежде всего ее ведущего компонента – эмоциональной отзывчивости на музыку. Маленький слушатель не только откликается на общее настроение, переданное в музыке, но и выделяет понятные ему интонации восхищения, горя, вопроса и ответа. Совершенствуется музыкальная память и мышление, поскольку интенсивно расширяется музыкальный запас малыша. Он помнит многие музыкальные произведения, узнает их. Особенностью возраста является то, что ребенок любит многократно слушать полюбившиеся ему песни. Особенно легко дети воспринимают доступные им музыкальные произведения, вплетенные в канву рассказа. Формируются музыкально – сенсорные способности ребенка, он начинает разбираться в элементарных средствах музыкальной выразительности: контрастных регистрах, тембрах детских музыкальных инструментов, темпах, ритмах и динамике музыкального звучания. В течение третьего года жизни возрастает активность детей в музыкальной деятельности. В связи с обогащением речи они интенсивно приобщаются к пению. Малыш получает удовольствие от пения. Подпевая концы фраз, повторяющиеся фразы и, наконец поет несложные песенки, построенные на простой мелодии с повторяющимся текстом. Большинство детей поют песню выразительно. Напевно, но не точно передают ее мелодию. Успешно проходят движения под музыку, поскольку расширяются двигательные возможности ребенка. Дети уже овладели разнообразными плясовыми движениями и умеют связывать их с характером музыки. Чаще танцуют вместе со взрослым, но умеют делать это самостоятельно. Пляски исполняют, стоя в кругу, в паре, по одному, с атрибутами и без. Двигаться в хороводе им пока еще трудно. Овладев разнообразными движениями, малыши могут сочетать в пляске движения рук и ног, совмещать движение и подпевание. Дети способны активно участвовать в музыкальных сюжетных играх. Они понимают взаимоотношения в игре, передают особенности музыкального звучания. В этом возрасте дети готовы музыкально – творческим проявлениям как в пении, так и в играх – драматизациях, в которых они импровизируют характерные движения игровых персонажей. Нормативно-правовая база: - Конституция РФ, ст. 43, 72. - Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» - СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 (далее - СанПиН 2.4.1.3049-13), вступившими в силу 30 июля 2013 года. - ФГОС ДО (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10. 2013г. № 1155 (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013г., регистрационный № 30384). - Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ о порядке организации платных образовательных услуг. - Устав МБДОУ №6 «Золотой петушок». - Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования» «От рождения до школы» под. ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - Примерная основная общеобразовательная программа «Детский сад 2100». II. Содержательный раздел Программы. Образовательная программа по освоению детьми раннего возраста в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Реализует программу музыкальный руководитель первой квалификационной категории. Занятия с детьми группы «Малышок» проводится 1 раз в неделю, каждый вторник; (0,3). в подгрупповой форме. Продолжительность занятия составляет 15 минут Учитывая Продолжительность возраст занятий детей, занятия соответствует проводятся требованиям в игровой СанПиН форме. 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 (далее - СанПиН 2.4.1.3049-13), вступившими в силу 30 июля 2013 года Курс содержит 32 занятия за учебный год. Наличие данной программы призвано удовлетворить потребность родителей в раннем более полноценном художественноэстетическом развитии детей, не предусмотренную основной образовательной программой. Взаимодействие с семьями воспитанников. С целью повышения эффективности «Художественно-эстетического развития» детей для родителей организуются 1 раз в квартал индивидуальные консультациипрактикумы, на которых они обучаются игровым приёмам по развитию музыкальнотворческих способностей детей; 1 раз в полгода проводятся занятия с родителями и детьми с целью подведения итогов музыкально - творческого развития детей. В конце года, в июне – итоговые индивидуальные консультации-практикумы. Учебный план Месяц Октябрь Количество занятий Количество час 5 занятий 1,5 Ноябрь 4 занятия 1,2 Декабрь 4 занятия 1,2 Январь 3 занятия 0,9 Февраль 4 занятия 1,2 Март 4 занятия 1,2 Апрель 4 занятия 1,2 Май 4 занятия 1,2 Итого занятий за учебный 32 занятия 9,6 год Календарный учебный график: Занятия проводятся каждую пятницу в 15-20. Тематический план. Приложение № 1 III. Организационный раздел реализации Программы. Материально-техническое обеспечение Программы. Технические средства: • Компьютер Samsung • Музыкальный центр Samsung-MX-F-730DB • Фортепиано цифровое Electronic Piano YDP-162 • Мольберт Музыкально-дидактический материал: Музыкальные игрушки и инструменты: погремушки, колокольчики, деревянные палочки, шумелочки, бубны, металлофоны, барабаны, музыкальные треугольники, бубенцы. Атрибуты для игр и танцев: платочки, султанчики, метелочки, кубики, цветочки из ткани, снежки, листочки, ленточки, Костюмы для театрализованной деятельности, кукольный театр, игрушки, иллюстрации. Педагогическая копилка: пальчиковые игры; музыкально – дидактические игры; конспекты занятий, праздников и развлечений; музыкальный материал к занятиям в электронном виде. Программно-методическое обеспечение. Основные программы, Дополнительные технологии и методики методики федерального уровня Примерная основная 1. Программа музыкально-ритмического общеобразовательная воспитания детей 2-3 лет «Топ-хлоп, малыши!» программа дошкольного Бурениной А.И., Сауко Т.. М. 2007. образования» «От рождения 2. Программа музыкального воспитания детей до школы» под. ред. Н.Е. дошкольного возраста «Тутти» Бурениной А.И., Вераксы, Т.С. Комаровой, Тютюнниковой Т.Э.. СПб: РЖ «Музыкальная М.А. Васильевой 2013г палитра», 2012. 3. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» Каплуновой И.М., Новоскольцевой И.А. /Рекомендовано Комитетом по образованию. г.Санкт - Петергбург/ 4. Игровая методика Учебно-методическое обучения пособие детей Кацер пению. О.В.. «Музыкальная палитра» СП.2005. 5. Пособие по пению «Ушки на макушке» Тютюнниковой Т.Э. - СПб: РЖ «Музыкальная палитра», 2013. 6. Методическое пособие «Театр танца» Усовой О.В. - Щадринск: Из-во ПО «Исеть», 1999, 2002. Организационные условия. Занятия студии «Малышок» проводятся в музыкальном зале. Условия проведения занятий соответствуют требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13. IV. Мониторинг. Основным методом диагностики развития музыкальности детей раннего возраста является наблюдение. Диагностика-наблюдения и мониторинг осуществляется по методике, предложенной в Примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под. ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой 2013г. Наблюдая за детьми, ориентируясь на предложенные в Стандарте характеристики достижений детей раннего возраста, выявляются уровни музыкального развития ребенка: 1-й уровень. Без интереса слушает новые и знакомые песен, не запоминает мелодию, музыкальное сопровождение. В пении отстает от общего темпа, подпевает отдельные слова. С трудом усваивает, запоминает и воспроизводит движения, не реагирует на смену движений в двухчастной музыке. Без удовольствия участвует в сюжетных играх, не передает характер движений, как по показу, так и самостоятельно. 2-й уровень. Проявляет активность в разных видах деятельности. Имеет неустойчивое внимание, эмоциональное восприятие в стадии формирования. Затрудняется использовать возгласы, мимику, жесты для передачи музыкальных образов, повторяет звукоподражания, простые слова. С помощью педагога различает высокое и низкое, тихое и громкое, звучание музыкальных звуков. 3-й уровень. Имеет достаточный музыкально-эстетическое восприятие. запас музыкальных впечатлений. Сформировано восприятие и Развитое различение выразительных элементарных отношений музыкальных звуков, контрастных по высоте, длительности. тембру, динамике. С удовольствием включается в выразительное пение, владеет некоторыми певческими умениями (поет напевно. согласованно с музыкой). Эмоционально исполняет несложные пляски, в том числе с атрибутами, танцует в кругу, в паре, в хороводе. В играх старается передавать характерные движения игровых персонажей. Музыкально-творческие проявления ребенка становятся ярче как в пении, так и в движении. V. Литература. 1. Буренина А.И., Тютюнникова Т.Э. «Тутти». Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста. СПб: РЖ «Музыкальная палитра», 2012.-142с. 2. Буренина А.И., Сауко Т. «Топ-хлоп, малыши!». Программа музыкально- ритмического воспитания детей 2-3 лет. М. 2007. 3. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. «Ладушки». Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. /Рекомендовано Комитетом по образованию. г.Санкт - Петергбург/ 4. Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению. Учебно-методическое пособие. «Музыкальная палитра» СП.2005.-41с. 5. От рождения до школы. Общеобразовательная программа дошкольного образования. /под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.-386 с. 6. СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 (далее - СанПиН 2.4.1.3049-13), вступившими в силу 30 июля 2013 года. 7. Стребелева Е.А. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей, Москва 1994. 8. Тютюнникова Т.Э., Буренина А.И. Тутти: программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – СПб.:РЖ «Музыкальная палитра», 2012. – 114с. 9. Тютюнникова Т.Э. «Ушки на макушке». Пособие по пению.- СПб: РЖ «Музыкальная палитра», 2013.-76с. 10. Усова О.В. Театр танца. Методическое пособие. - Щадринск: Из-во ПО «Исеть», 1999, 2002. – 114с. 11. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". 12. ФГОС ДО, 17.10.2013 № 1155 13. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., 1960.