Содержание 1. Пояснительная записка. 1.1. Концепция программы. 1.2. Актуальность. 1.3. Новизна. 1.4. Цель. 1.5. Задачи. 1.6. Возраст детей. 1.7. Продолжительность реализации программы. 1.8. Формы и режим занятий. 1.9. Ожидаемые результаты 1.10. Формы подведения итогов реализации программы. 2. Учебно-тематический план 1 год обучения. Содержание программного материала. Ожидаемые результаты. 2 год обучения. Содержание программного материала. Ожидаемые результаты. 3год обучения. Содержание программного материала. Ожидаемые результаты. 4. Список литературы. 1. Пояснительная записка. 1.1. Концепция программы. Дошкольный возраст – это возраст серьезной подготовки детей к обучению в школе. Готовность ребенка к обучению в школе складывается из многих составляющих, среди которых развитие речи. Существует связь речевого развития и пальцевой моторики. Уровень речевого развития находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удастся. У ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев. Ручной труд оказывает огромное влияние на развитие кисти руки. Мы заметили, что детей привлекают изделия, выполненные из бисера. У них вызывают восхищение яркие, контрастные по цвету брошки, браслеты, подвески. С большим желанием они их используют в играх как украшение для себя и кукол. Поэтому предложение самим научиться плести из бисера вызвало у детей восторг. Родители с воодушевлением поддержали педагогов и детей. Так был определен кружок по рукоделию «Волшебный бисер”, базирующийся на вышивании и плетении из бисера. Занятия в кружке по бисероплетению направлены на развитие у дошкольников интереса к ручному труду, дают возможность освоить простейшие приемы бисероплетения, развивают эстетический вкус, формируют представления о декоративноприкладном искусстве, раскрывают творческий потенциал личности. Проблема развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста всегда остро стояла перед педагогами и родителями. Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев". На кончиках пальцев находятся нервные окончания, которые стимулируют работу речевых центров в коре головного мозга. Поэтому успешное развитие мелкой моторики необходимо для полноценного интеллектуального развития ребенка и развития его речи. Использование бисера положительно скажется на активизации мелкой моторики рук, развитии мелких мышц кисти, развитии воображения, фантазии, памяти, способности организовывать свою деятельность (усидчивость, длительность внимания). 1.2. Актуальность. В настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Занимаясь в кружке по бисероплетению, дети приобщаются к созданию простейших изделий декоративно-прикладного искусства. У них развивается эстетический вкус, желание проявить себя в творчестве. Бисероплетение - это удивительное занятие, несущее в себе много пользы. Во-первых, разбираясь с бусинками бисера, нанизывая их на нитки, выкладывая их ровно на столе, ребенок развивает мелкую моторику рук и пальчиков. Во-вторых, разглядывая цветные мелкие детали, ребенок учится тонко различать оттенки и тренирует зрение. В-третьих, создавая фигурки из бисера, ребенок развивает свои творческие способности, фантазию и пространственное мышление. 1.3. Новизна. Изучив ряд методических пособий и литературы по обучению детей дошкольного возраста вышиванию и бисероплетению (см. список литературы), опыт работы детских садов города, выявлено, что вышивание включено в занятия по ручному труду (наряду с конструированием из бумаги, строительного и природного материала, аппликацией), но количество их ограничено и предполагает, в основном, деятельность репродуктивного характера. Программ работы кружка по данному виду труда – вышиванию и бисероплетению не найдено. Предлагается форма организации ручного труда детей подгрупповая 1.4. Цель программы. Создать условия для работы по нравственно-эстетическому воспитанию детей, приобщать детей к общечеловеческим ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого. Формировать положительное отношение к труду. 1.5. Задачи программы. Образовательные: Осваивать простые техники бисероплетения, навыки безопасного пользования различными материалами (бисер, проволока, ножницы). Формировать первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Воспитательные: Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам. Прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, Воспитывать аккуратность, усидчивость, чувство взаимопомощи при выполнении работы. Развивающие: Развивать моторные навыки, образное мышление, внимание, фантазию, творческие способности. Формировать эстетический и художественный вкус. Активизировать познавательную и творческую деятельность. Развивать интерес у детей к ручному труду; Способствовать более эффективной подготовке детей к обучению в школе. Учить экономично, использовать материалы, прививать основы культуры ручного труда. 1.6. Возраст детей. Программа предназначена для работы с детьми 5 - 7лет. 1.7. Продолжительность реализации программы. Продолжительность реализации программы – 3 года; 1 год - октябрь – май 2017 года; 2 год - октябрь – май 2018 года; 3 год – октябрь – май 2019 года. 1.8. Формы и режим занятий. День занятий кружка - понедельник. Каждый ребенок занимается в кружке 1 раз в неделю. Но при реализации творческого замысла количество занятий для каждого ребенка регулируется индивидуально. Продолжительность занятий 20-25 минут - в средней группе, 25-30 минут в старшем дошкольном возрасте. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками вышивания, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил. В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики, физминуток воспитатель подбирает самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна. Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия,- так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских и взрослых работ, непосредственное вышивание изделий, обсуждение и выбор рисунка для вышивки, конкурс рисунков для вышивки, вручение готовых работ родителям, малышам в качестве подарков. 1.9. Ожидаемые результаты. Обучающийся должен знать: - правила подготовки рисунка (схемы) для бисероплетения; - виды и свойства бисера и других материалов, пригодных для бисероплетения - основы техники безопасности при работе с бисером, проволокой, ножницами, леской; правила организации рабочего места. Обучающийся должен уметь: - выбирать и подготавливать материалы для бисероплетения; - работать в различных техниках бисероплетенияПосле проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умением, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля. 1.10. Формы проведения итогов реализации программы: - выставки детских работ в детском саду; - дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам); - творческий отчет воспитателя – руководителя кружка на педсовете; - систематизация работы воспитателя – руководителя кружка; 2. Учебно-тематический план. Продолжительность занятий 1 час 1 № Наименование Периодичность в Количество часов в неделю неделю 1 раз 1 час год обучения Общее количество учебных В том числе Количество часов в год 34 часа В том числе 1 2 3 4 5 6 разделов тем часов Вводное занятие Низание бисера “в две нити” 2 12 2 5 7 7 12 5 3 Низание бисера “в одну нить” 5 2 1 2 1 1 1 Плетение брошек и подвесок теория практика Работа по замыслу детей Итоговое занятие Содержание занятий 1 года обучение. Вводное занятие. 1. Беседа “Из истории бисероплетения”. 2. Беседа “Правила работы с бисером”. Низание бисера “в две нити”. 1. Теоретические занятия: зарисовка схем изделий. 2. Практические занятия: цепочка “в крестик”, соединение цепочек “в крестик”, “колечки”, “полотно”, “мозаика”. Низание бисера “в одну нить”. 1. Теоретические занятия: зарисовка схем изделий. 2. Практические занятия: цепочка “в крестик”, “колечки”, наплетение на цепочку “колечки”, “полотно”, “мозаика”. Плетение брошек и подвесок. 1. Теоретические занятия: зарисовка схем изделий. 2. Практические занятия: плетение брошек “Паук”, “Краб”, “Бабочка”, плетение подвесок. Работа по замыслу детей. 1. Теоретическое занятие: самостоятельное составление схем. 2. Практическое занятие: работа по самостоятельно составленным схемам. Итоговое занятие. Выставка Ожидаемые результаты. По окончании 1 года обучения учащиеся знают: название и назначение материалов (бисер, стеклярус, нитки, проволока); название и назначение ручных инструментов и приспособлений (иглы, ножницы); правила безопасности труда при работе указанными инструментами. По окончании 1 года обучения учащиеся умеют: организовать рабочее место в соответствии с используемым материалом и поддерживать порядок во время работы; соблюдать правила безопасной работы инструментами; под руководством учителя проводить анализ изделия, планировать последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по образцу изделия, схеме, рисунку; подбирать детали для работы. год обучения 2 № Наименование тем Общее количество учебных В том числе часов теория 2 2 6 3 В том числе практика 3 8 1 2 Вводное занятие Фенечки с узором 3 Ажурная цепочка 12 4 3 4 Плетение жгута 5 2 3 5 Оплетение пасхального яйца 4 1 3 4 1 Работы по замыслу детей 1 1 6 7 Итоговое занятие Содержание занятий 2 года обучения. Вводное занятие. 1. Беседа “Родословная стеклянной бусинки”. 2. Беседа “Подготовка к работе, полезные советы; материалы и инструменты. Фенечки с узором. 1. Теоретические занятия: зарисовка схем изделий. 2. Практические занятия: фенечки из бисера и стекляруса, фенечки с орнаментом, фенечки с именами. Ажурная цепочка. 1. Теоретические занятия: зарисовка схем изделий. 2. Практические занятия: ажурная цепочка с ячейками-ромбами, ажурная цепочка с ячейками-“фонариками”, ажурная цепочка с ячейками двух видов, ажурная цепочка с зубчиками по краям. Плетение жгута. 1. Теоретические занятия: зарисовка схем изделий. 2. Практические занятия: плетение плотного жгута, украшение плотного жгута. Оплетение пасхального яйца. 1. Теоретическое занятие: зарисовка схемы изделия. 2. Практические занятия: оплетение пасхального яйца. Работы по замыслу детей. 1. Теоретическое занятие: самостоятельное составление схем. 2. Практические занятия: работа по самостоятельно составленным схемам. Итоговое занятие. Выставка. Ожидаемые результаты. По окончании 2 года обучения учащиеся знают: название материалов, ручных инструментов, предусмотренных программой; правила безопасности труда при работе ручным инструментом; правила планирования и организации труда. По окончании 2 года обучения учащиеся умеют: самостоятельно выполнять всю работу по составленному вместе с учителем плану с опорой на рисунок, схему, чертеж; работать парами, осуществлять попеременно функции контролера и бригадира, читать простейший чертеж. год обучения 3 № Наименование разделов тем 1 Вводное занятие 2 Колье “Вечернее” Общее количество учебных В том числе часов теория 2 2 8 1 В том числе практика 7 8 9 1 9 4 Колье “Розовая фантазия” 10 1 3 5 Колье “Элегантное” 4 1 3 Работа по замыслу 6 детей 1 1 Итоговое занятие Содержание занятий 3 года обучения. 1. Вводное занятие. 2. Беседа “Россыпь бисерных фантазий”. 3. Беседа “Подготовка к работе, полезные советы”. Колье “Вечернее”. 1. Теоретическое занятие: зарисовка схемы изделия. 2. Практические занятия: колье “Вечернее”. Колье “Розовая фантазия”. 1. Теоретическое занятие: зарисовка схемы изделия. 2. Практические занятия: колье “Розовая фантазия”. Колье “Элегантное”. 1. Теоретическое занятие: зарисовка схемы изделия. 2. Практические занятия: колье “Элегантное”. Работа по замыслу детей. 1. Теоретическое занятие: самостоятельное составление схем. 2. Практические занятия: работа по самостоятельно составленным схемам. Итоговое занятие. Выставка. Ожидаемые результаты. По окончании 3 года обучения учащиеся знают: название изученных материалов и инструментов, их назначение; правила безопасности труда при работе ручным инструментом; правила планирования и организации труда. По окончании 3 года обучения учащиеся умеют: выполнять работу по самостоятельно составленному плану с опорой на схему; работать в бригаде (3-4 ч), распределяя обязанности с помощью учителя, осуществлять взаимоконтроль; выделять существенные признаки объектов труда (анализ) и основные этапы их изготовления, устанавливать последовательность выполнения технологических операций (планирование), сличать промежуточные результаты с образцами (самоконтроль); проявлять элементы творчества на всех этапах. соблюдать правила безопасной работы ручными инструментами; эстетично оформлять изделия. БИБЛИОГРАФИЯ 1. Людмила Аполозова. Бисероплетение. – М., Культура и традиции. 1997. 2. Елена Аротамонова. Модные фенички и украшения из бисера. – М., Эскимо 2008. 3. Татьяна Несмеян. Ювелирные украшения. – М., Эскимо 2006. 4. О.В.Парулина. Мир игрушек и поделок. – Смоленск., Русичь 1999. 5. М.Иванова. Школа рукоделия. – М., Олимп 1999. 6. И.Н.Котова, А.С.Котова. Школа современного бисероплетения –Санкт Петербург 1999. 7. М.В.Ляукина. Подарки из бисера (украшения, сувениры, офисные фенечки) – М., Издательский дом МСП 2005. 8. Т.Ткаченко, К.Стародуб. Плетем рыбок из бисера – Ростов-на-Дону, Феникс 2007. 9. Т.Ткаченко, К.Стародуб. Плетем снежинки из бисера – Ростов-на-Дону, Феникс 2007. 10. Е.Г.Виноградова. Браслеты – Санкт-Петербург, «Валерия СПД» 1999. Е.Артамонова. Украшения и сувениры из бисера – М., «Эскимо-Пресс», 1999. Н.Л.Ликсо. Бисер – Минск, ООО «Харвест» 2006. Л.В.Грушина. Плетенки из бисера – Дмитров, «Карапуз» 2009. А.А.Грибовская. Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством и декоративное рисование, лепка, аппликация москвичей-дошкольников. – М., МИПКРО 1999. 15. Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н.Н.Подьяковой, В.Н.Аванесовой – М., «Просвещение» 1981. 11. 12. 13. 14. ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП Сертификат 603332450510203670830559428146817986133868575812 Владелец Замиралова Наталья Юрьевна Действителен С 16 03.2021 по 16.03.2022