Дополнительная образовательная программа_Бисероплетение_Мезенина.Г.Е

Содержание
1. Пояснительная записка.
1.1. Концепция программы.
1.2. Актуальность.
1.3. Новизна.
1.4. Цель.
1.5. Задачи.
1.6. Возраст детей.
1.7. Продолжительность реализации программы.
1.8. Формы и режим занятий.
1.9. Ожидаемые результаты
1.10. Формы подведения итогов реализации программы.
2. Учебно-тематический план
 1 год обучения.
 Содержание программного материала.
 Ожидаемые результаты.
 2 год обучения.
 Содержание программного материала.
 Ожидаемые результаты.
 3год обучения.
 Содержание программного материала.
 Ожидаемые результаты.
4. Список литературы.

1. Пояснительная записка.
1.1. Концепция программы.
Дошкольный возраст – это возраст серьезной подготовки детей к обучению в
школе. Готовность ребенка к обучению в школе складывается из многих составляющих,
среди которых развитие речи.
Существует связь речевого развития и пальцевой моторики. Уровень речевого
развития находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких
движений рук. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи
добиться не удастся. У ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его
пальцев.
Ручной труд оказывает огромное влияние на развитие кисти руки. Мы заметили, что
детей привлекают изделия, выполненные из бисера. У них вызывают восхищение яркие,
контрастные по цвету брошки, браслеты, подвески. С большим желанием они их
используют в играх как украшение для себя и кукол. Поэтому предложение самим
научиться плести из бисера вызвало у детей восторг. Родители с воодушевлением
поддержали педагогов и детей. Так был определен кружок по рукоделию «Волшебный
бисер”, базирующийся на вышивании и плетении из бисера.
Занятия в кружке по бисероплетению направлены на развитие у дошкольников
интереса к ручному труду, дают возможность освоить простейшие приемы
бисероплетения, развивают эстетический вкус, формируют представления о декоративноприкладном искусстве, раскрывают творческий потенциал личности.
Проблема развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста всегда остро
стояла перед педагогами и родителями. Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал:
"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев". На кончиках пальцев находятся
нервные окончания, которые стимулируют работу речевых центров в коре головного
мозга. Поэтому успешное развитие мелкой моторики необходимо для полноценного
интеллектуального развития ребенка и развития его речи.
Использование бисера положительно скажется на активизации мелкой моторики
рук, развитии мелких мышц кисти, развитии воображения, фантазии, памяти, способности
организовывать свою деятельность (усидчивость, длительность внимания).
1.2. Актуальность.
В настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной и
исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных
ценностей народа. Занимаясь в кружке по бисероплетению, дети приобщаются к созданию

простейших изделий декоративно-прикладного искусства. У них развивается
эстетический вкус, желание проявить себя в творчестве.
Бисероплетение - это удивительное занятие, несущее в себе много пользы.
Во-первых, разбираясь с бусинками бисера, нанизывая их на нитки, выкладывая их
ровно на столе, ребенок развивает мелкую моторику рук и пальчиков.
Во-вторых, разглядывая цветные мелкие детали, ребенок учится тонко различать
оттенки и тренирует зрение.
В-третьих, создавая фигурки из бисера, ребенок развивает свои творческие
способности, фантазию и пространственное мышление.
1.3. Новизна.
Изучив ряд методических пособий и литературы по обучению детей дошкольного
возраста вышиванию и бисероплетению (см. список литературы), опыт работы детских
садов города, выявлено, что вышивание включено в занятия по ручному труду (наряду с
конструированием из бумаги, строительного и природного материала, аппликацией), но
количество их ограничено и предполагает, в основном, деятельность репродуктивного
характера.
Программ работы кружка по данному виду труда – вышиванию и бисероплетению не найдено.
Предлагается форма организации ручного труда детей подгрупповая
1.4. Цель программы.
 Создать условия для работы по нравственно-эстетическому воспитанию детей,
приобщать детей к общечеловеческим ценностям через их собственное творчество и
освоение художественного опыта прошлого.
 Формировать положительное отношение к труду.
1.5. Задачи программы.
Образовательные:
 Осваивать простые техники бисероплетения, навыки безопасного пользования
различными материалами (бисер, проволока, ножницы).
 Формировать первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и
жизни каждого человека.
Воспитательные:
 Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и
его результатам.
 Прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества,
Воспитывать аккуратность, усидчивость, чувство взаимопомощи при выполнении
работы.
Развивающие:
 Развивать моторные навыки, образное мышление, внимание, фантазию, творческие
способности.
 Формировать эстетический и художественный вкус.
 Активизировать познавательную и творческую деятельность.
 Развивать интерес у детей к ручному труду;
 Способствовать более эффективной подготовке детей к обучению в школе.
 Учить экономично, использовать материалы, прививать основы культуры ручного
труда.
1.6.
Возраст детей.
Программа предназначена для работы с детьми 5 - 7лет.

1.7. Продолжительность реализации программы.
Продолжительность реализации программы – 3 года; 1 год - октябрь – май 2017
года; 2 год - октябрь – май 2018 года; 3 год – октябрь – май 2019 года.
1.8. Формы и режим занятий.
День занятий кружка - понедельник. Каждый ребенок занимается в кружке 1 раз в
неделю. Но при реализации творческого замысла количество занятий для каждого ребенка
регулируется индивидуально.
Продолжительность занятий 20-25 минут - в средней группе, 25-30 минут в
старшем дошкольном возрасте. Гибкая форма организации детского труда в досуговой
деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания,
состояние здоровья, уровень овладения навыками вышивания, нахождение на
определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок
работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.
В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе
занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки. Комплексы
пальчиковой гимнастики, физминуток воспитатель подбирает самостоятельно, так как
методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна.
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ
воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия,- так
и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских и взрослых работ,
непосредственное вышивание изделий, обсуждение и выбор рисунка для вышивки,
конкурс рисунков для вышивки, вручение готовых работ родителям, малышам в качестве
подарков.
1.9. Ожидаемые результаты.
Обучающийся должен знать:
- правила подготовки рисунка (схемы) для бисероплетения;
- виды и свойства бисера и других материалов, пригодных для бисероплетения
- основы техники безопасности при работе с бисером, проволокой, ножницами, леской;
правила организации рабочего места.
Обучающийся должен уметь:
- выбирать и подготавливать материалы для бисероплетения;
- работать в различных техниках бисероплетенияПосле проведения каждого этапа
работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умением,
навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование
общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля.
1.10. Формы проведения итогов реализации программы:
- выставки детских работ в детском саду;
- дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам);
- творческий отчет воспитателя – руководителя кружка на педсовете;
- систематизация работы воспитателя – руководителя кружка;
2. Учебно-тематический план.
Продолжительность
занятий
1 час
1
№

Наименование

Периодичность в
Количество часов в
неделю
неделю
1 раз
1 час
год обучения
Общее количество учебных

В том числе

Количество часов в
год
34 часа
В том числе

1
2
3
4
5
6

разделов тем
часов
Вводное занятие
Низание бисера
“в две нити”

2
12

2
5

7
7

12

5

3

Низание бисера
“в одну нить”

5

2

1

2

1

1

1

Плетение
брошек и
подвесок

теория

практика

Работа по
замыслу детей
Итоговое
занятие
Содержание занятий 1 года обучение.
Вводное занятие.
1. Беседа “Из истории бисероплетения”.
2. Беседа “Правила работы с бисером”.
Низание бисера “в две нити”.
1. Теоретические занятия: зарисовка схем изделий.
2. Практические занятия: цепочка “в крестик”, соединение цепочек “в крестик”,
“колечки”, “полотно”, “мозаика”.
Низание бисера “в одну нить”.
1. Теоретические занятия: зарисовка схем изделий.
2. Практические занятия: цепочка “в крестик”, “колечки”, наплетение на
цепочку “колечки”, “полотно”, “мозаика”.
Плетение брошек и подвесок.
1. Теоретические занятия: зарисовка схем изделий.
2. Практические занятия: плетение брошек “Паук”, “Краб”, “Бабочка”, плетение
подвесок.
Работа по замыслу детей.
1. Теоретическое занятие: самостоятельное составление схем.
2. Практическое занятие: работа по самостоятельно составленным схемам.
Итоговое занятие.
Выставка
Ожидаемые результаты.

По окончании 1 года обучения учащиеся знают:




название и назначение материалов (бисер, стеклярус, нитки, проволока);
название и назначение ручных инструментов и приспособлений (иглы,
ножницы);
правила безопасности труда при работе указанными инструментами.

По окончании 1 года обучения учащиеся умеют:






организовать рабочее место в соответствии с используемым материалом и
поддерживать порядок во время работы;
соблюдать правила безопасной работы инструментами;
под руководством учителя проводить анализ изделия, планировать
последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата
практической работы по образцу изделия, схеме, рисунку;
подбирать детали для работы.
год обучения

2
№ Наименование тем

Общее количество учебных В том числе
часов
теория
2
2
6
3

В том числе
практика
3
8

1
2

Вводное занятие
Фенечки с узором

3

Ажурная цепочка

12

4

3

4

Плетение жгута

5

2

3

5

Оплетение
пасхального яйца

4

1

3

4

1

Работы по замыслу
детей

1

1

6
7

Итоговое занятие
Содержание занятий 2 года обучения.
Вводное занятие.
1. Беседа “Родословная стеклянной бусинки”.
2. Беседа “Подготовка к работе, полезные советы; материалы и инструменты.
Фенечки с узором.
1. Теоретические занятия: зарисовка схем изделий.
2. Практические занятия: фенечки из бисера и стекляруса, фенечки с
орнаментом, фенечки с именами.
Ажурная цепочка.
1. Теоретические занятия: зарисовка схем изделий.

2. Практические занятия: ажурная цепочка с ячейками-ромбами, ажурная
цепочка с ячейками-“фонариками”, ажурная цепочка с ячейками двух видов,
ажурная цепочка с зубчиками по краям.
Плетение жгута.
1. Теоретические занятия: зарисовка схем изделий.
2. Практические занятия: плетение плотного жгута, украшение плотного жгута.
Оплетение пасхального яйца.
1. Теоретическое занятие: зарисовка схемы изделия.
2. Практические занятия: оплетение пасхального яйца.
Работы по замыслу детей.
1. Теоретическое занятие: самостоятельное составление схем.
2. Практические занятия: работа по самостоятельно составленным схемам.
Итоговое занятие.
Выставка.
Ожидаемые результаты.
По окончании 2 года обучения учащиеся знают:




название материалов, ручных инструментов, предусмотренных программой;
правила безопасности труда при работе ручным инструментом;
правила планирования и организации труда.

По окончании 2 года обучения учащиеся умеют:




самостоятельно выполнять всю работу по составленному вместе с учителем
плану с опорой на рисунок, схему, чертеж;
работать парами, осуществлять попеременно функции контролера и
бригадира,
читать простейший чертеж.
год обучения

3
№ Наименование
разделов тем
1 Вводное занятие
2 Колье “Вечернее”

Общее количество учебных В том числе
часов
теория
2
2
8
1

В том числе
практика
7
8

9

1

9

4

Колье “Розовая
фантазия”

10

1

3

5

Колье “Элегантное”

4

1

3

Работа по замыслу

6

детей

1

1

Итоговое занятие
Содержание занятий 3 года обучения.
1. Вводное занятие.
2. Беседа “Россыпь бисерных фантазий”.
3. Беседа “Подготовка к работе, полезные советы”.
Колье “Вечернее”.
1. Теоретическое занятие: зарисовка схемы изделия.
2. Практические занятия: колье “Вечернее”.
Колье “Розовая фантазия”.
1. Теоретическое занятие: зарисовка схемы изделия.
2. Практические занятия: колье “Розовая фантазия”.
Колье “Элегантное”.
1. Теоретическое занятие: зарисовка схемы изделия.
2. Практические занятия: колье “Элегантное”.
Работа по замыслу детей.
1. Теоретическое занятие: самостоятельное составление схем.
2. Практические занятия: работа по самостоятельно составленным схемам.
Итоговое занятие.
Выставка.
Ожидаемые результаты.
По окончании 3 года обучения учащиеся знают:




название изученных материалов и инструментов, их назначение;
правила безопасности труда при работе ручным инструментом;
правила планирования и организации труда.

По окончании 3 года обучения учащиеся умеют:




выполнять работу по самостоятельно составленному плану с опорой на схему;
работать в бригаде (3-4 ч), распределяя обязанности с помощью учителя,
осуществлять взаимоконтроль;
выделять существенные признаки объектов труда (анализ) и основные этапы
их изготовления, устанавливать последовательность выполнения
технологических операций (планирование), сличать промежуточные
результаты с образцами (самоконтроль);





проявлять элементы творчества на всех этапах.
соблюдать правила безопасной работы ручными инструментами;
эстетично оформлять изделия.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Людмила Аполозова. Бисероплетение. – М., Культура и традиции. 1997.
2. Елена Аротамонова. Модные фенички и украшения из бисера. – М., Эскимо 2008.
3. Татьяна Несмеян. Ювелирные украшения. – М., Эскимо 2006.
4. О.В.Парулина. Мир игрушек и поделок. – Смоленск., Русичь 1999.
5. М.Иванова. Школа рукоделия. – М., Олимп 1999.
6. И.Н.Котова, А.С.Котова. Школа современного бисероплетения –Санкт
Петербург 1999.
7. М.В.Ляукина. Подарки из бисера (украшения, сувениры, офисные фенечки) – М.,
Издательский дом МСП 2005.
8. Т.Ткаченко, К.Стародуб. Плетем рыбок из бисера – Ростов-на-Дону, Феникс 2007.
9. Т.Ткаченко, К.Стародуб. Плетем снежинки из бисера – Ростов-на-Дону, Феникс 2007.
10. Е.Г.Виноградова. Браслеты – Санкт-Петербург, «Валерия СПД» 1999.
Е.Артамонова. Украшения и сувениры из бисера – М., «Эскимо-Пресс», 1999.
Н.Л.Ликсо. Бисер – Минск, ООО «Харвест» 2006.
Л.В.Грушина. Плетенки из бисера – Дмитров, «Карапуз» 2009.
А.А.Грибовская. Знакомство с русским народным декоративно-прикладным
искусством и декоративное рисование, лепка, аппликация москвичей-дошкольников. –
М., МИПКРО 1999.
15. Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н.Н.Подьяковой, В.Н.Аванесовой –
М., «Просвещение» 1981.
11.
12.
13.
14.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ
ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат

603332450510203670830559428146817986133868575812

Владелец

Замиралова Наталья Юрьевна

Действителен

С 16 03.2021 по 16.03.2022


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».