1 I. 1.1. Структура дополнительной образовательной программы «Говоруша» Целевой раздел программы.......................................................................................... 3 Пояснительная записка ............................................................................................... 3 1.2. Нормативные основания разработки программы «Говоруша» ....................................... 4 1.3. Цели и задачи реализации Программы ............................................................................. 4 1.4. Принципы и подходы к формированию программы ....................................................... 5 1.5. Характеристика возрастных особенностей развития детей 2-3 летнего возраста........... 5 1.6. Планируемые результаты освоения программы .............................................................. 6 II. Содержательный раздел программы............................................................................... 6 2.1. Учебный план .................................................................................................................... 6 2.2. Календарный учебный график .......................................................................................... 7 2.3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников ...............................................17 III. Организационный раздел программы .........................................................................18 3.1. Особенности организации занятий ..................................................................................18 3.2 Оценочные материалы ......................................................................................................18 3.3. Материально-техническое обеспечение ..........................................................................19 3.4. Программно-методическое обеспечение .........................................................................20 3.5. Список литературы ..........................................................................................................20 2 I. Целевой раздел программы 1.1. Пояснительная записка Развитие речевых навыков – основная задача развития ребенка и одна из самых трудных. В настоящее время количество детей с задержкой речевого развития растет. Очень важно своевременно их выявлять и как можно раньше начинать оказывать коррекционную помощь. Речь — тонкий психологический процесс, который формируется в первые годы жизни. Процесс становления речи очень индивидуален и зависит от многих факторов: социальная среда, пол ребенка (принято считать, что мальчики начинают говорить гораздо позже девочек), психологический контакт с матерью, физиологическое развитие, функционирование головного мозга и т.д. Необходимо следить за формированием речи, провоцировать ребенка на произношение звуков и слогов, именно в процессе общения с взрослыми формируется потребность в речевом развитии. Проблема развития речи дошкольника является основополагающей в свете оценки развития детей дошкольников, особенно детей младшего дошкольного возраста. Особенностям развития детей с нарушениями речи посвящены работы С.Д. Забрамной, И.Ю. Левченко, В.И. Лубовского, Е.М. Мастюковой, В.Г. Петровой, Е.А. Стребелевой, У.В. Ульенковой, О.Н. Усановой, Т.Б. Филичевой и др. Развитие речи детей осуществляется на основе и в процессе ознакомления с окружающим. Освоение речи позволяет ему активно осваивать окружающий мир, знакомясь с новыми вещами, ребенок учится обобщать, анализировать. При разработке занятий предпочтение отдается интегрированным занятиям, включающим речь, музыку, движение. У.В. Ульенков отмечает, что развитие речи ребенка связанно с постепенным овладением языком: развитие фонематического слуха и формирование навыков произнесения фонем родного языка; овладение словарным запасом и правилами синтаксиса; активное овладение лексическими и грамматическими закономерностями начинается у ребенка в 2-3 года и к 7 годам заканчивается; овладение смысловой стороной речи. Внимание к развитию речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что в это время интенсивно растет мозг ребенка и формируются его функции. «Для речи, — пишет проф. М. М. Кольцова, — таким «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное». Самым тяжелым последствием задержки развития речи является постепенное замедление темпа интеллектуального развития ребенка. Все психические процессы у ребенка – память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение – развиваются с прямым участием речи. Задержка речевого развития при отсутствии своевременно начатых коррекционных занятий будет тормозить и искажать весь дальнейший ход психического развития ребенка. Таким образом, речь является одним из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Понимание речи окружающих и собственная активная речь сопровождают всю 3 деятельность ребенка. Речевое развитие ребенка в первые годы жизни оказывает значение на всю его последующую жизнь, поэтому речевое развитие необходимо начинать с первых дней жизни ребенка. Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления (появления) у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее. Своевременное — значит начатое с первых же дней после рождения ребенка; полноценное — значит достаточное по объему языкового материала и побуждающее ребенка к овладению речью в полную меру его возможностей на каждой возрастной ступени. На основании вышеизложенного на базе МБДОУ № 6 была разработана дополнительная образовательная программа раннего речевого развития детей 2-3 летнего возраста «Говоруша». 1.2. Нормативные основания разработки программы «Говоруша» Программа составлена на основе нормативно-правовых документов: Конституция РФ (ст.43,72) Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264); Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 года № 373, зарегистрировано в Минюсте России 31 августа 2020 г., регистрационный № 59599); Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28, зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573); Программа разработана с учетом: Программы «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. Устава МБДОУ «Детский сад № 6 «Золотой петушок». 1.3. Цели и задачи реализации Программы Целью дополнительной образовательной программы является развитие всех сторон устной речи и формирование коммуникативных способностей в соответствии с возрастными нормативами, предупреждение и преодоление трудностей в речевом развитии детей третьего года жизни. В соответствии с целью реализуются следующие задачи программы: 1. Развитие понимания речи окружающих; 2. Стимуляция потребности в вербальных высказываниях; 3. Формирование лексико-грамматических средств речи и диалогической формы общения: - Игры на понимание речи смысла-предложения (предложения из 4-5 слов); 4 - Учить проговаривать предложения из 4-5 слов с предлогом (для детей, умеющих говорить; - 4. 5. 6. я не умеющих говорить: добиваться умения проговаривать предложения из 2 слов); Пополнять глаголный словарь в действии: упал, сидит, пьет, ест в 3-х вариантах. а) воспитатель показывает, а ребенок догадывается, называет и воспроизводит сам эти действия; б) ребенок показывает действия с игрушкой; в) ребенок находит на картинке действия (на примере девочка и мишка). Развитие фонетико-фонематической стороны речи; Формирование речи во взаимосвязи с развитием ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и эмоционально – волевой сферы детей; Развитие моторной сферы. 1.4. Принципы и подходы к формированию программы Программные материалы подготовлены с учетом задач дошкольного образования, закономерностей развития детей дошкольного возраста, возрастных особенностей развития детей. В основе программы лежит комплексный подход: содержание занятий обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает не только речевое, но и социально-коммуникативное, познавательное направления развития детей. В основе обучения и воспитания лежит индивидуальный подход к детям, учет данных предварительной диагностики. В процессе планирования учитывается единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста. В процессе реализации программы учитывается принцип коммуникативно деятельностного подхода к развитию речи детей. Его реализация предполагает развитие речи детей как средства общения и в процессе общения (коммуникации), и в различных видах деятельности. Это значит, что основные направления работы с детьми и подбор языкового материала, и весь методический инструментарий должен способствовать развитию коммуникативно-речевых умений. Выполнение программного содержания планируется с учетом принципа сотрудничества с семьей. 1.5. Характеристика возрастных особенностей развития детей 2-3 летнего возраста Возраст с 1,5 до 3-х лет - период бурного речевого развития. Интенсивно развиваются активный и пассивный словари. К двум годам дети понимают почти все слова, которые произносят взрослые, называя предметы своего окружающего мира. К двум годам количество слов у детей достигает - до 200-300, а к трём - до 1500 слов. Дети 2-х летнего возраста, как правило, умеют правильно и четко произносить гласные звуки (а, о, у, и, э), простые согласные (м, п, б, т, д, н, в, ф, к, г, х). Свистящие звуки (с, з, ц) появляются в речи детей к 3 годам, а шипящие и сонорные к 4-5. Сложные звуки малыши опускают в речи или заменяют другими, более лёгкими (собака – тапака). В общем, произношение детей 2-х лет имеет смягченный характер. Голос детей слабый, тихий, темп речи неторопливый. Движения органов артикуляции выполняются не в полном объеме, движения неточные. 5 В этом возрасте идет интенсивный процесс усвоения слоговой структуры слова. Пока еще отмечаются пропуски слогов и звуков в словах, в некоторых случаях, наоборот добавление лишних, перестановки слогов и звуков в словах (молоток – маталок, молоко – макао). Замечает в чужой речи ошибки при произношении слов. В собственной речи ошибок не замечает. Понимает обращение по имени и называет свое имя. Указывает; подает по просьбе взрослого предмет. Показывает по просьбе взрослого у игрушки какую-либо часть лица или показывает часть лица и тела у себя. Как уже было сказано, количество слов в активной речи достигает около 300. Использует в речи все части речи, кроме деепричастий и причастий. Встречаются слова со значением оценки (молодец, плохой), слова обобщения (игрушка, одежда). Называет: игрушки, знакомые предметы одежды, обуви, мебели, посуды, отдельные овощи и фрукты. Использует в речи глаголы, обозначающие действия предметов («упал», «болит») Делится информацией о себе, жалуется на неудобство. Использует в речи фразу из 2-4 слов; простые предлоги. (в, на, под). Правильно употребляет единственное и множественное число существительных, суффиксы уменьшительности. На простые вопросы взрослого отвечает односложно; Может рассказать о событиях из личного опыта, о изображенном на картинке. Запоминает небольшие тексты, стихотворения наизусть. Умеет пользоваться речью как средством общения при контакте с взрослыми и сверстниками. 1.6. Планируемые результаты освоения программы - - Дети владеют активной речью, включенной в общение; могут обращаться с вопросами и просьбами, понимают речь взрослых; знают названия окружающих предметов и игрушек. Стремятся к общению со взрослыми и активно подражают им в движениях и действиях. Проявляют интерес к стихам, песням, сказкам, рассматриванию картинки, стремятся двигаться под музыку. Дети понимают обращенную речь, отмечается возросшая речевая активность. - Пользуются фразой: используют речь для выражения просьб, желаний, участвуют в простом диалоге. Наблюдается положительная динамика в состоянии артикуляционной, мелкой, общей моторики. Повышается уровень слухового внимания и понимания речи. - Отмечаются улучшения в дифференцированной работе пальцев обеих рук. - Увеличивается объем и качество лексического состава языка ребенка. - Отмечается положительная динамика в развитии мышления. - Повышается компетентность родителей в вопросах развития речи ребенка. - II. Содержательный раздел программы 2.1. Учебный план группы №4 «Искорки» Блок Количество занятий в блоке 6 1. Сентябрь 4 занятий 2. Октябрь 4 занятия 3. Ноябрь 5 занятия 4. Декабрь 4 занятия 5. Январь 4 занятия 6. Февраль 4 занятия 7. Март 4 занятий 8. Апрель 4 занятия 9. Май 5занятия Итого занятий за учебный год 38 занятий 2.2. Календарный учебный график Блок Неделя Лексическая тема тя бр ь Б к о ло к № 1( Формы, способы, методы и средства реализации Программы 1. Артикуляционная гимнастика («Бегемотик», «Слоник», 1 Овощи, фрукты 2 Семья «Лягушки») 2. Мимические упражнения «Овощи-толстушки, овощи – худышки», «Кислый лимон», «Сладкое яблоко», «Горький лук» 3. Дыхательные упражнения «Синьор - помидор», «Растёт капуста», «Тянем морковку». 4. Пальчиковая гимнастика «Мы капусту рубим», «Будем мы варить компот» 5. Координация слова с движением «Мы ногами топ, топ, топ» Зрительная гимнастика «Огуречик» Развитие обонятельного восприятия «Узнай по запаху» (чеснок – огурец) 8. Дидактическая игра «Чего не стало?» 9.Чтение рассказа «Заяц и капуста». 1. Артикуляционная гимнастика («Бегемотик», «Слоник», «Лягушки», «Змейка») 2. Массаж пальцев рук «Семья» с использованием массажных колец, мячей 3. Дыхательные упражнения «Мама кормит малыша», «Старая бабушка», «Бабушка ругается». 4. Координация слова с движением «Где же, где же наши ручки» (логоритмическая) 5. Зрительная гимнастика «Солнечный зайчик» 6. Дидактическая игра «По ровненькой дорожке» 7.Рассматривание сюжетной картины «Семья». 7 3 4 Я и моё тело Я и моё тело Планируемые результаты в блоке Блок Неделя Лексическая тема яб рь Б о н ло к № 2( 1 Игрушки 1. Артикуляционная гимнастика гимнастика («Бегемотик», «Слоник», «Лягушки», «Змейка», «Часики») 2. Дыхательные упражнения «Малыш плачет» «Малыш идёт», «Малыш бежит». 3. Пальчиковая гимнастика «Водичка - водичка» 4. Координация слова с движением «Тук-тук» (логоритмическая) 5. Дидактическая игра «Шарик в ручку я возьму» 6. Чтение рассказа «У Кати день рождения» 1. Артикуляционная гимнастика («Бегемотик», «Слоник», «Лягушки», 2. «Змейка», «Часики», «Лошадка», «Индюк») 3. Дыхательные упражнения с использованием палочекподдувалочек, выдувание мыльных пузырей. 4. Логоритмическая песенка «Мы весёлые матрёшки» 5. Уточнение артикуляции гласных звуков с использованием зрительных символов: А – Аня качает куклу, О – у Миши болит зуб, У – воет волк, И – кричит ослик. 6. Дифференциация на слух этих звуков. 7. Зрительная гимнастика «Носик». Дети могут уметь: - широко открывать и закрывать ротик, растягивать губы в улыбке, вытягивать их вперед трубочкой, высовывать язычок и прятать, цокать язычком, водить языком на верхней губе вперед-назад; - сжимать и разжимать пальцы рук, выполнять ладошками пилящие, рубящие движения, надевать колечко на каждый пальчик; - подражать движениям взрослого, двигаясь под музыку, договаривать слова песенки; - концентировать слуховое и зрительное внимание на небольшом рассказе, сопровождающемся наглядностью; - правильно произносить гласные звуки: А, О, У, И и дифференцировать их на слух. Формы, способы, методы и средства реализации Программы 1.Артикуляционная гимнастика («Бегемотик», «Слоник», «Лягушки», «Змейка», «Часики», «Лошадка», «Индюк») 2.Дыхательные упражнения «Летят мячи», «Вертушка» 3. Пальчиковая гимнастика «Мяч» 4.Координация слова с движением «Медвежонок» 5. Зрительная гимнастика «Мой весёлый, звонкий мяч», «Паровоз» 6. Дидактическая игра «Узнай игрушку по описанию» (расширение понимания речи) 7. Дифференциация звучания музыкальных игрушек, игра «Стучи как я» (развитие чувства ритма) 8.Чтение сказки «Магазин игрушек». 8 1. Артикуляционная гимнастика («Бегемотик», «Слоник», 2 Домашние птицы «Лягушки», «Змейка», «Часики», «Лошадка», «Индюк», «Месим тесто», «Качели») 2. Дыхательное упражнение «Чья снежинка улетит дальше?» 3. Пальчиковое упражнение «Петушок» 4. Звукоподражания голосам домашних птиц, дифференциация звукоподражаний. 5. Рассматривание сюжетной картины «Птичий двор» (развитие понимания речи, понимание вопросов «Где?», «Куда?», «Откуда?», «На чем?»). 6. Уточнение артикуляции гласного звука О. 1. Артикуляционная гимнастика («Часики», «Лошадка», 3 Домашние птицы «Индюк», «Месим тесто», «Качели») 2. Пальчиковое упражнение «Курочка с цыплятами», игры в пальчиковом бассейне. 3. Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука Э. 4. Развитие понимания речи (различение форм един.и множ.числа существительных: где петух, а где петухи и т.д.) 5. Различение физических шумов (действия с бумагой, с ложкой, водой и т.п.) 6. Зрительная гимнастика «Непослушный цыплёнок» 7. Игра «Звени как я» (развитие чувства ритма) 1. Артикуляционная 4 Домашние животные Планируемые результаты в блоке гимнастика («Кошка лакает молоко», «Собака грызет кость», «Корова жует траву») 2. Пальчиковая гимнастика «Готовим еду домашним животным» (формирование перетирающих движений большого, указательного и среднего пальцев) 3. Дыхательные упражнения «Кошка мяукает», «Кошка засыпает», «Кошка сердится». 4. Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука У. 5. Звукоподражания голосам домашних животных, дифференциация их на слух в игре «Кто тебя позвал?» 6. Развитие понимания речи (понимание слов-действий) «Кто спит?», «Кто ест? « и т.п. 7. Игра «Играй как я» (развитие чувства ритма) Дети могут уметь: - совершать движения языком влево-вправо, вверх-вниз, расслаблять язык, удерживать его в расслабленном состоянии под счет до 3-х; - дифференцировать на слух звукоподражания домашним птицам и животным, неречевые шумы; - совершать 3-мя пальцами (большим, указательным, средним) перетирающие движения, соединять одноименные пальцы левой и правой руки; - совершать направленный ротовой выдох; - понимать вопросы о пространственном положении предметов, различать формы единств.и множ.числа существительных, узнавать игрушки по описанию, субъекты по действию; 9 - правильно произносить гласные звука О, Э, У; - правильно воспроизводить простейший ритм. Блок Неделя Лексическая Формы, способы, методы и средства реализации Программы тема ка бр ед ь л Бо к № 3( Домашние животные 1 2 Зима 3 Зимние забавы 1. Формирование предпосылок комбинированного типа дыхания: носовой вдох, ротовой выдох в игре «Пузырьки». 2. Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука Ф. 3. Дифференциация на слух звучания музыкальных игрушек 4. Развитие понимания речи (учить понимать вопрос «Чем?) Пальчиковая гимнастика «Довольна корова своими телятами» 5.Координация слова с движением «Пёс» 6. Зрительная гимнастика «Котик» 7. Дидактическая игра «Кто у кого?» 8.Беседа по картине «Собака со щенятами» 9. Артикуляционная гимнастика 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Формирование предпосылок комбинированного типа дыхания «Снежинки». 3. Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука В. 4. Определение на слух знакомых звучащих игрушек. 5. Пальчиковая гимнастика «Ох, как холодно зимой» 4.Координация слова с движением «Как скрепит снежок» 5. Зрительная гимнастика «Снежинки» 6. Дидактическая игра «Поиграем в снежки» 7.Чтение рассказа «Снежная баба», развитие понимания речи (научить понимать вопросы, поставленные к сюжетным картинкам) 1. Формирование предпосылок комбинированного типа дыхания «Воздушные шары». 2. Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука П. 3. Различение на слух громкого и тихого звука в игре «Вьюга» (вьюга воет тихо – дети гуляют, вьюга воет громко – дети приседают). 4. Развитие понимания речи и слухового внимания, памяти («Разложи картинки, расставь игрушки по порядку»). 5. Дидактическая игра «Подбери пару каждой варежке» (закрепление знаний основных цветов). 6. Дидактическая игра «Почини гирлянду» (учить видеть закономерности в чередовании огоньков двух цветов). 10 Конструирование ёлочки из 3-х зелёных треугольников разной величины (развитие конструктивного праксиса). Планируемые результаты в Дети могут уметь: блоке - владеть предпосылками комбинированного типа дыхания; - выполнять артикуляционные движения «Часики», «Качели», «Футбол», «Месим тесто», «Блинчик», «Иголочка»; - подражать действиям взрослого в пальчиковой гимнастике и в логоритмических упражнениях; - дифференцировать на слух звучание знакомых игрушек, громкое и тихое звучание; - видеть закономерность в чередовании объектов двух цветов, продолжать заданной чередование; - соотносить предметы основных цветов, различать (называть) основные цвета; - понимать вопросы, поставленные к сюжетным картинам. Блок ва рь Б н я ло к № 4( Неделя Лексическая тема 2 3 Формы, способы, методы и средства реализации Программы 1. Артикуляционная гимнастика (переключаемость губ с одного уклада на другой «Лягушка» - «Слоник», «Качели», Зима, зимние «Слижи варенье с верхней губы») забавы 2. Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука Б. 3.Дыхательные упражнения «Катание с горки», «Катание на коньках», «Лепим снеговика». 4. Пальчиковая гимнастика «Висят на ёлке бусы» 5.Координация слова с движением «Ёлочка» 6. Зрительная гимнастика «Вот стоит большая ёлка» 7.Дидактическая игра «Украсим ёлку» 8. Чтение рассказа «Сказка про ёлочные игрушки» 1.Артикуляционная гимнастика 2. Дыхательное упражнение «Одуванчики» (блок «Дыхание», Одежда логопед. тренажер «Игры для Тигры»). 3. Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука Т. 4. Развитие мелкой моторики с использованием прищепок разных цветов. 5. Пальчиковая гимнастика «Варежки» 6.Координация слова с движением «Платье» 7. Зрительная гимнастика «Ох, испачкалась одежда» 7. Дидактическая игра «Надеваем - снимаем» 8. Чтение рассказа «Большая стирка» 11 4 Одежда Планируемые результаты в блоке Блок фе вр ал Б ь ло к № 5( Неделя Лексическая тема 1 Посуда 1. Артикуляционная гимнастика 2.Дыхательное упражнение «Кораблики» (блок «Дыхание» логопедич. тренажер «Игры для Тигры») 3. Развитие фонематического слуха на неречевом материале с использованием одинаковых коробочек, наполненных витаминами, солью, бобами, манной крупой. 4. Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука Д. 5. Пальчиковая гимнастика «Обновки» 6.Координация слова с движением «Настя, Настенька» 7. Зрительная гимнастика «Мастерица» 8.Дидактическая игра «Большой - маленький» 9. Чтение рассказа «Сказка про красное платье в белый горошек» Дети могут уметь: - удерживать разогнутые 2 пальца, переключать движения рук; - правильно выполнять артикуляционные упражнения «Лягушка» - «Слоник», «Качели», «Слижи варенье с верхней губы»; - правильно произносить звуки Б, Т, Д; - дифференцировать на слух звучание одинаковых коробочек, наполненных витаминами, солью, бобами, манной крупой; - подражать действиям взрослого, договаривать отдельные слова и фразы в стишках; строить фразы из 2-3 слов при ответе на вопросы по содержанию прочитанной сказки (рассказа). Формы, способы, методы и средства реализации Программы 1. Артикуляционная гимнастика 2. Дыхательные упражнения «Чайник кипит», «Дуем на горячий чай», «Каша кипит в кастрюле». 3. Пальчиковая гимнастика «Кастрюля» 4.Координация слова с движением «Чайный сервиз» 5. Зрительная гимнастика «Чайник» 6. Дидактическая игра «Угощаем бабушку» 7.Чтение рассказа «Как мама жарила котлеты» 8. Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука М. 12 2 3 4 Посуда Транспорт Транспорт Планируемые результаты в блоке Блок Неделя Лексическая тема 1. Артикуляционная гимнастика 2. Дыхательные упражнения «Режем овощи», «Самовар кипит», «Чайная посуда». 3. Пальчиковая гимнастика «Тарелка» 4.Координация слова с движением «Посуда» 5. Зрительная гимнастика «Чашка» 6.Дидактическая игра «Бросаем в кастрюлю овощи» 7. Чтение рассказа «Илюшина чашка». 8. Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука Н. 1. Артикуляционная гимнастика 2. Дыхательные упражнения «автомобиль», «Трамвай», «Самолёт», «Вертолёт». 3. Пальчиковая гимнастика «Машина» 4.Координация слова с движением «Самолёт» 5. Зрительная гимнастика «Светофор» 6. Дидактическая игра «Разноцветный транспорт» 7.Чтение рассказа «Поездка к бабушке и дедушке» 8. Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука Н. 9. Развитие слухового внимания «Подскажи словечко». 1. Артикуляционная гимнастика 2. Дыхательные упражнения «Паровоз», «Насос», «Шина лопнула». 3. Пальчиковая гимнастика «Автобус» 4. Координация слова с движением «Поливальная машина» 5. Зрительная гимнастика «Три света есть у светофора…» 6.Дидактическая игра «Что где?» 7. Составление предложений по сюжетным картинкам. Дети могут уметь: - выполнять артикуляционные упражнения «Лягушка» «Слоник», «Качели», «Слижи варенье с верхней губы», «Лошадка», «Футбол»; - сжимать и разжимать пальчики обеих рук, соединять одноименные пальчики левой и правой руки; - правильно произносить звук Н; - подражать действиям взрослого, договаривать отдельные слова и фразы в стишках; -строить фразы из 2-3 слов при ответе на вопросы по содержанию прочитанной сказки (рассказа). Формы, способы, методы и средства реализации Программы 13 ма р Бт ло к № 6( 1 2 3 4 Весна Птицы Дикие животные Деревья Планируемые результаты в блоке 1. Артикуляционная гимнастика 2. Дыхательные упражнения «Ручеёк звенит», «Сосулька звенит». 3. Пальчиковая гимнастика «Солнышко» 4.Координация слова с движением «Веснянка» 5. Зрительная гимнастика «Весна пришла» 6. Дидактическая игра «Что бывает весной?» 7.Рассматривание сюжетной картины «Весна» 8. Игра «Солнце или дождик» (развитие слухового внимания) 1. Артикуляционная гимнастика 2. Дыхательные упражнения «Синица», «Дятел», «Кукушка». 3. Пальчиковая гимнастика «Птички» 4.Координация слова с движением «Воробей» 5. Зрительная гимнастика «Птички» 6. Дидактическая игра «Кто где?» 7.Чтение рассказа «Синичка» 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Дыхательное упражнение «Задуй свечку» 3. Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука С. 4. Развитие слухового внимания и понимания речи в игре «Кто внимательный» (выполнение одно и двусоставных инструкций) 5. Игра «Помоги маме найти детёнышей» 6. Составление разрезной на 3 части картинки. 7. Обведение контура дикого животного. 8. Развитие чувства ритма. 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Дыхательное упражнение «Подуй на султанчик» 3. Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука Х. 4. Развитие фонематического слуха «Угадай, кто кричит?» 5. Игра «Назови ласково». 6. Составление разрезной картинки. 7. Обведение контура предмета. 8. Развитие чувства ритма. Дети могут уметь: - поочередно прикасаться к большим пальцам остальными («пальчики здороваются») - выполнять артикуляционные упражнения; - правильно произносить звуки С, Х; - складывать из частей разрезанную на 3 части картинку; - обводить контур предметной картинки; - выполнять одно и двусоставные инструкции; - строить фразу из 2-3 слов при ответе на вопросы по картинке (рассказу). 14 Блок ре ль Б п ало к № 7( Неделя Лексическая тема Формы, способы, методы и средства реализации Программы 1 2 3 Мебель Мебель Профессии 1.Артикуляционная гимнастика 2.Дыхательное упражнение «Мельница» 3. Пальчиковая гимнастика «Стол» 4.Координация слова с движением «Много мебели» 5. Зрительная гимнастика «Озорной котёнок» 6. Дидактическая игра «Что для чего?» 7.Чтение сказки «Про кроватку». 8. Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука К 9. «Где позвонили?» (определение направления звучания колокольчика). 10. «Кто где спрятался?» (уточнение понимания простых предлогов, упражнение в их употреблении). 11. Разрезные картинки. 12. Развитие чувства ритма. 1.Артикуляционная гимнастика 2.Дыхательное упражнение «Прыг–скок». 3. Пальчиковая гимнастика «Стул» 4.Координация слова с движением «Я гуляю по квартире» 5. Зрительная гимнастика «Щенок - непоседа» 6.Дидактическая игра «Парные картинки» 7. Чтение рассказа «Шкаф» 8. Развитие слухового внимания «Угадай, кто идет?» (дифференцировать на слух быстрое и медленное звучание бубна). 9. Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука Г. 10. «Собери матрешку» (из 4-х частей) 11. Развитие чувства ритма. 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Дыхательные упражнения. 3. Развитие фонематического слуха «Так ли это звучит?» (различение на слух близких по звуковому составу слов (словпаронимов)). 4. Игра «Что кому надо?» (употребление сущ. в Д.п. ед.ч.). 5. «Говори, как я» (учить утрированно произносить гласный звук в односложных словах). 6. Развитие чувства ритма. 7. Пальчиковая гимнастика «Повар». 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Дыхательные упражнения «Что готовит повар?» 3. «Говори, как я» (учить утрированно произносить гласный звук 15 4 Профессии в односложных словах). 4. Отбор картинок, в названии которых слышится звук А, О. 5. Развитие чувства ритма. 6. Чтение рассказа «В поликлинике». Дети могут уметь: - выполнять артикуляционные упражнения; Планируемые результаты в - правильно произносить звук К, Г; блоке - совершать длительный направленный ротовой выдох; - определять направление звука; - понимать (употреблять в речи) простые предлоги: В, НА, ЗА, ПОД; - собирать разрезную (из 3-4 частей) картинку, матрешку (из 4-х частей); - различать на слух слова-паронимы; - строить фразу из 2-3 слов при ответе на вопросы по картинке (рассказу). Блок Неделя Лексическая тема ма й ло к № 8( 1 Цветы Формы, способы, методы и средства реализации Программы 1. Артикуляционная гимнастика 2. Дыхательные упражнения «Цветы», «Звенят колокольчики». 3. Пальчиковая гимнастика «Наши алые цветы» 4. Координация слова с движением «Одуванчик». 5. Зрительная гимнастика «Одуванчик». 6. Дидактическая игра «Собери цветок» 7.Чтение рассказа «Тюльпаны» 8. «Говори, как я» (учить утрированно произносить гласный звук в односложных словах). 9. Отбор картинок, в названии которых слышится звук У. 10. Развитие чувства ритма. 2 Цветы 1. Артикуляционная гимнастика 2. Дыхательное упражнение «Собираем цветы». 3. Пальчиковая гимнастика «Наши алые цветы». 4. Координация слова с движением «По солнышку, по солнышку» 5. Зрительная гимнастика «Вот ромашка, василёк» 6. Дидактическая игра «Собери цветок» 7.Чтение рас «На лугу» 8. «Говори, как я» (учить утрированно произносить гласный звук в односложных словах). 9. Отбор картинок, в названии которых слышится звук О. 10. Развитие чувства ритма. 3 Насекомые 1. Артикуляционная гимнастика 2. Дыхательные упражнения «Пчёлы жужжат», «Лови комара». 3. Пальчиковая гимнастика «Дружно пальчики считаем». 4.Координация слова с движением «Бабочка». 5. Зрительная гимнастика «Бабочка». 6.Дидактическая игра «Бабочка и цветок». 7. Чтение рассказа «Котёнок и бабочка». 8. Отбор картинок, в названии которых слышится звук И. 9. Развитие чувства ритма. 16 4 Насекомые 1. Артикуляционная гимнастика 2. Дыхательные упражнения «Комар звенит», «Весёлая пчёлка». 3. Пальчиковая гимнастика «Стрекоза». 4.Координация слова с движением «Муравей». 5. Зрительная гимнастика «Комарик». 6.Дидактическая игра «Похлопаем». 7. Чтение рассказа «Котёнок и бабочка». 8. Отбор картинок, в названии которых слышится звук А, У. 9. Развитие чувства ритма. Дети могут уметь: - выполнять артикуляционные упражнения, подражать взрослому Планируемые результаты в при выполнении пальчиковой гимнастики, логоритмических блоке упражнений; - отбирать картинки, в названии которых слышится звук У, И при утрированном произношении слова с помощью педагога; совершать длительный направленный ротовой выдох; - строить фразу из 2-3 слов при ответе на вопросы по картинке (рассказу); - понимать (употреблять в речи) простые предлоги: В, НА, ЗА, ПОД. 2.3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников Основная цель - организация наиболее полной и эффективной помощи ребенку в реализации образовательной области «Речевое развитие». Задачи: 1. Формировать установку на активную воспитательную позицию. Повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах развития речи детей. 2. Формировать адекватные способы взаимодействия со своим ребенком; обучать приемам формирования правильной речи. 3. Согласовать требования к ребенку, распределить ответственность за полноценную коррекцию отклонений в речевом развитии ребенка, выработать совместные решения. Формы и методы работы Задачи работы 1.Индивидуальные и групповые Познакомить родителей с результатами диагностики беседы с родителями по итогам детей. предварительной диагностики Познакомить с содержанием программы, с основными формами и методами работы с детьми. Уточнить при необходимости сведения о психологических особенностях ребенка. 2.Ведение альбома «Моя первая книжка» Создание условий для обогащения пассивного и активного словаря детей, для совместной деятельности родителей со своим ребенком. 17 3. Наглядное информирование Повышение психолого-педагогической через «Родительский уголок» компетентности родителей в вопросах развития ребёнка. 4. Индивидуальное и фронтальное консультирование родителей по вопросам развития речи детей раннего возраста Обучать приемам взаимодействия родителей со своими детьми, обучать приемам формирования правильной речи: Ноябрь – «Умные пальчики» Февраль – «Весёлый язычок» Апрель – «Читаем вместе с мамой» Практическая демонстрация приемов развития речи детей родителям. 5. Видеопоказ занятия с детьми 6. Итоговое результатам диагностики III. собрание по Предоставить родителям сведения о достигнутом итоговой уровне речевого развития детей группы и индивидуальные рекомендации по закреплению и развитию полученных знаний и навыков. Организационный раздел программы 3.1. Особенности организации занятий Занятия с детьми по программе «Говоруша» проводятся 1 раз в неделю в подгрупповой форме. График проведения занятий Группа № 4 Среда – 15.30– 15.45 Продолжительность занятий соответствует требованиям федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264). Продолжительность занятия составляет 15 минут. Учитывая возраст детей, занятия проводятся в игровой форме, 3 раза происходит смена деятельности. 3.2. Оценочные материалы При оценке результатов освоения программы используется диагностические методики, разработанные с учетом возрастных возможностей детей третьего года жизни. Диагностика проводится два раза в год: предварительная в сентябре и итоговая в мае на основе «Экспресс-диагностики речи детей 2-7 лет», разработанной Н.А.Фархутдиновой. Критерии оценки детской речи по окончании Программы: 18 - уровень общения со сверстниками и взрослыми, - понятность речи для окружающих, - изменение социального статуса ребёнка в группе, - умение пользоваться предложением из 2-4 слов, - понимание и использование предлогов, - умение адекватно отвечать на вопросы по ситуации, по знакомой сказке, по картинке, - соблюдение слоговой структуры слов из 2-3 слогов, - уровень фонематических процессов, - состояние звукопроизношения. Данные обследования заносятся в диагностические таблицы на каждого воспитанника. 3.3. Материально-техническое обеспечение В процессе занятий представленные в таблице: используется раздаточный материал и оборудование, № п/п Название Вид Количество 1 Игрушки, шапочки, чудесный мешочек с мелкими игрушками, игрушки бибабо, мячи, массажные мячики, детские музыкальные инструменты Демонстрационный и раздаточный материал Набор на группу 2 Набор разных по цвету и форме геометрических фигур Раздаточный материал Набор на группу 3 Символы гласных и согласных звуков Демонстрационный материал Набор 4 Магнитная доска Оборудование 1 5 Зеркала Раздаточный материал Набор на группу 6 Колокольчики Раздаточный материал Набор на группу 7 Пособия на развитие направленной воздушной струи Раздаточный материал Набор на группу 8 Магнитола Аппаратура 1 9 Массажные кольца, мячи Раздаточный материал Набор на группу 3.4. Программно-методическое обеспечение Основные программы, методики федерального уровня Дополнительные технологии и методики 19 - Основная общеобразовательная программа дошкольного образования» «От рождения до школы» под. ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой 2016г. - «Основы теории и практики логопедии», Р.Е.Левина, Москва 1967г. - «Воспитание у детей правильного произношения», М.Ф.Фомичева, Москва 1989г. - «Развитие речи детей», Е.И.Тихеева, Москва 1981г. - «Методика развития речи и обучения языку», М.М.Алексеева, родному В.И.Яшина, Москва 1998 - «Формирование речи у дошкольников», Л.И.Ефименкова, Москва 1981г. - «Развитие правильной речи ребенка в семье», А.И.Максаков, Москва 1978г. - «Психолого-педагогическая технология предупреждения и коррекции задержки речевого развития», С.И.Блохина, Екатеринбург 1999г. - «Учите, играя», А.И.Максаков, Москва 1983г 3.5. Список литературы 1. 2. Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами до 3 лет. – Ярославль, 1996. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. – М.: ТЦ Сфера, 2003. 3. Давидович Л.Р., Резниченко Т.С. Ребёнок плохо говорит? Почему? Что делать? Коррекционно-педагогическая работа с неговорящими детьми. – М.: Гном и Д, 2007. 4. Закревская О.В. Развивайся, малыш!: Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. 5. Кириллова Е.В. Логопедическая работа с безречевыми детьми: Учебнометодическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011. 6. Кириллова Е.В. Развитие фонематического восприятия у детей раннего возраста. — М.: ТЦ Сфера, 2010. 7. Краузе Е.Н. Логопедия. Логопедические занятия с детьми раннего возраста. – М, 2006. 8. Кривцова Т.А. Программа занятий по речевому развитию детей 2-3 лет: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2010. 9. Нищева Н.В. Занимаемся вместе. Ранний возраст: Домашняя тетрадь. – СПб.: «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2014. 10. Новиковская О.А. Весёлая зарядка для язычка. Игры и упражнения для развития речи и дикции / О.А.Новиковская. – М.: АСТ: Политграфиздат; СПб.: Сова, 2011. 11. Пятница Т.В., Башинская Т.В. Система коррекционного воздействия при моторной алалии. Ч. 1. – М.: ТЦ Сфера, 2010. 20 12. Пятница Т.В., Башинская Т.В. Система коррекционного воздействия при моторной алалии. Ч. 2. – М.: ТЦ Сфера, 2011. 13. 14. Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. – Екатеринбург, 1999. Репина З.А., Доросинская А.В. Опосредованная артикуляционная гимнастика для детей преддошкольного возраста. Уральский государственный педагогический университет НПРЦ «Бонум» - Екатеринбург, 2000. 15. Ткаченко Т.А. Логопедические упражнения. Речевое и слуховое внимание, фонетическая память, активизация словаря, тренировка дикции и артикуляции, познавательная активность, развитие речи. – М., 2006. 16. Экспресс-диагностика речевого развития детей 2-7 лет: Методические рекомендации / Составитель Н.А. Фархутдинова. - Лесной: ИМЦ УО, 2007. 17. Янушко E. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет. / Елена Янушко. — Москва: Теревинф, 2007. 21