01.11.2022
Основной целью
сопровождения детей с ОВЗ является определение и реализация индивидуальных
образовательных маршрутов коррекционно- педагогической работы с детьми с ОВЗ.
Определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно-
педагогической работы происходит поэтапно, по определенному алгоритму и
осуществляется психологом, логопедами, педагогами, ДОУ.
Существуют основные направления коррекционно-педагогической работы специалистов
ДОУ с детьми с ОВЗ:
Диагностический.
Для успешности воспитания и обучения детей необходима правильная оценка их
возможностей и выявление особых образовательных потребностей. Основной целью
проведения данного этапа является сбор необходимой информации об особенностях
психофизического развития, выявление структуры речевого нарушения и
потенциальных возможностей ребёнка. Результаты диагностического обследования
доводятся до сведения всех участников коррекционно- педагогического процесса.
Консультативно-проективный
этап. На этом этапе специалисты обсуждают возможные
варианты решения проблемы, определяют наиболее эффективные методы и приёмы
коррекционной работы, составляют индивидуальные программы, распределяют
обязанности по их реализации, уточняют сроки. Специфика сопровождения такова,
что каждый специалист выполняет определённые задачи в области своей предметной
деятельности.
Составление
индивидуального образовательного маршрута способствует реализации образовательных
потребностей детей с ОВЗ (нарушение речи). Важным принципом для определения и
реализации индивидуального маршрута является:
-
принцип доступности и систематичность
предлагаемого материала;
-
непрерывность;
-
соблюдение интересов воспитанника;
принцип создание ситуации успеха;
-
принцип гуманности и реалистичности;
содействие и сотрудничества детей и взрослых.
Таким образом, ИОМ — это
интегрированная модель психолого- медико- педагогического пространства,
создаваемого специалистами с целью реализации индивидуальных особенностей
ребёнка с ОВЗ на протяжении определённого времени.
Деятельностный
этап. В ходе этого этапа реализуется индивидуальные
программы комплексного сопровождения детей с ОВЗ. Занятия, проводимые специалистами,
дают возможность для создания обогащенной речевой среды, которая позволяет
формировать все стороны речи: фонетико-фонематическую, лексико- грамматическую,
связную речь. Воспитатели проводят занятия в соответствии с индивидуальным
образовательным маршрутом. Основными направлениями являются: формирование
познавательных процессов с использованием различных игр и упражнений, адаптация
воспитанника в детском коллективе, формирование навыков самообслуживания детей
в процессе выполнения режимных моментов, организация игровой деятельности вне
занятий, на прогулках.
Консультативно-просветительское
сопровождение семьи. Родители являются полноправными
участниками воспитатель но- образовательного процесса. Они должны иметь всю
информацию о том, какое психологическое и педагогическое воздействие
оказывается на их ребёнка в ДОУ. Вовлечение родителей в коррекционно-
педагогическое воздействие влечёт за собой рост их активности, повышение
педагогической компетентности, а так-же меняет характер отношений родителей к
ребёнку и его особенностям. Логопедическая практика показывает, что осознанное
включение родителей в совместный с учителем- логопедом коррекционный процесс
позволяет значительно повысить его эффективность.
Организация работы в ДОУ с детьми
с ОВЗ предполагает: разработка рекомендаций для родителей в соответствие с
индивидуальными особенностями их ребёнка; проведение консультаций, тренингов,
практикумов по реализации коррекционно-развивающих задач; проведение открытых
занятий; работа с детско-родительская парой.
Вышеизложенная система психолого-педагогического сопровождения детей с
ОВЗ для обеспечения их развития в условиях дошкольного учреждения обеспечивает:
индивидуальный маршрут развития каждого ребёнка с ОВЗ на основе интеграции
деятельности всех специалистов ДОУ; единство диагностики и коррекции —
развивающей деятельности детей с ОВЗ; возможность наглядно продемонстрировать
родителям результаты успешного развития ребёнка.