01.11.2022
Инклюзивное
образование
– обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом
разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
В настоящее время часто происходит включение детей с ОВЗ в среду здоровых
сверстников. Дети с ОВЗ пребывают в общеобразовательных учреждениях независимо
от психического и речевого развития, от структуры дефекта, от психофизических
возможностей. Чаще это связано с нежеланием родителей воспитывать своих детей в
условиях учреждения компенсирующего вида, и с рядом других
социально-экономических и психолого-педагогических причин.
Нахождение детей с ОВЗ в одном помещении и в одно и то же время с нормально
развивающимися сверстниками способствует сокращению дистанции между данными
категориями детей. Однако, способность включиться в обычную группу детей
характеризует не только возможностями самого ребенка с ОВЗ, но и качеством
работы ОУ, наличие в нем адекватных условий для развития детей с особыми
нуждами. Поэтому, для полноценной функциональной и социальной инклюзии,
необходима особая организация предметного взаимодействия, межличностных
контактов и общения, равноправное партнерство, снятие социальной дистанции.
Термин «дети с ОВЗ» появился недавно. Это правовое понятие ввёл принятый в 2012
году и вступивший в силу 1 сентября 2013 года закон «Об образовании в
Российской Федерации». У педагогов возникло множество вопросов при организации
воспитательно-образовательного процесса:
-
Каким
образом организовать обучение детей с ограниченными возможностями в дошкольных
организациях?
-
Как
строить работу с детьми с ОВЗ в образовательном учреждении?
В законе «Об образовании в РФ»
определение «инклюзивное образование» трактуется как, обеспечение
равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых
образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».
Несмотря на то, что это понятие
появилось совсем недавно, инклюзивное образование уже прочно вошло в нашу
жизнь, оно реализуется и в дошкольных образовательных организациях, и на уровне
начального общего и основного общего образования, и в высшем профессиональном,
и в среднем профессиональном образовании.
Федеральный закон определяет обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья как физических лиц, имеющих недостатки в
физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые заключением
психолого-медико-педагогической комиссии и препятствующие получению образования
без создания специальных условий. Получение заключения ПМПК – ключевой этап в
подтверждении статуса ребёнка с ОВЗ.
Члены ПМПК знают и понимают, что в рекомендациях
обязательно нужно отразить те условия, которые необходимо организовать для
обучения ребёнка с ОВЗ в ДОУ по ФГОС с использованием адаптированной
образовательной программы для детей с ОВЗ – либо основной, либо индивидуальной.
Довольно часто ПМПК рекомендует родителям определить ребёнка с ограниченными
возможностями здоровья в группу компенсирующей направленности или группу
комбинированной направленности, где осуществляется инклюзивное образование.
Такой подход позволяет активнее включать детей с ограниченными возможностями
здоровья в жизнь социума и прививать им навыки общения.
В зависимости от рекомендаций ПМПК детей с ОВЗ в детский сад могут принять:
-
в
группу компенсирующей направленности;
-
в
группу комбинированной направленности.
-
Закон «Об образовании» впервые ввёл в
перечень детей с ограниченными возможностями здоровья также детей с
расстройствами аутистического спектра, чего не было ранее в типовом положении.
Такая группа детей с ОВЗ появилась впервые. К сожалению, в последние годы детей
с ранним детским аутизмом действительно стало много, в новом тысячелетии медики
стали активно диагностировать это заболевание. Дети-аутисты нуждаются в особых
условиях получения образования, и именно поэтому они также попадают под определение
детей с ограниченными возможностями здоровья.
В МБДОУ «Детский сад №6 «Золотой петушок»
в 2021 -2022 учебном году было 3 ребенка инвалида и 4 ребенка ОВЗ. Родители
отказались от АООП и не предоставляли ИПРу. После городского ПМПк с заключением
дети ОВЗ перешли в группы компенсирующей направленности в другие
образовательные организации.
В 2022-2023 г. 1 ребенок инвалид с
сохранным интеллектом и АООП не требуется.