21.03.2022
«Закон —
это то, что не мешает, а
помогает
гражданину жить, поэтому
детям
нужно знать свои права и
обязанности».
При формировании правосознания ребенка, для
облегчения его социализации: вхождение в социум, расширение кругозора и
формирование устойчивой привычки (потребности) в получении жизненно необходимых
знаний мы решаем следующие задачи:
1. Обеспечить детей знаниями, навыками, ценностными
ориентирами для формирования правовой компетентности.
2. Развивать Я-сознание ребенка, свободу
самовыражения и самопрезентации.
3. Формировать у детей навыки социальной ответственности,
способности чувствовать, понимать себя и другого человека.
4. Развивать у детей навыки общения в различных
жизненных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения.
5. Развивать адекватную оценочную деятельность,
направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
Современные требования в области охраны прав и
интересов детей направлены прежде всего на обеспечение благоприятных условий
развития и воспитания дошкольников, а также на повышенную социально-правовую защищенность
детей.
Система работы по формированию правовых знаний носит
развивающий и профилактический характер, способствует развитию социальной
уверенности ребенка и предупреждению социально
неуверенного поведения.
В системе работы по профилактике безнадзорности и
правонарушений мы используем следующие формы:
- просветительская (оформление информационного
стенда, памятки для родителей, выступления на родительских собраниях и др.);
- консультативная (оказание помощи семье по вопросам
правового воспитания);
- практическая (анкетирование, организация
совместных выставок, привлечение родителей для участия в деятельности ДОУ,
импровизации, инсценировки по мотивам сказок, моделирование и анализ ситуаций,
беседы по правовому воспитанию старших дошкольников и др.).
02.09.2022
Профилактическая
работа с воспитанниками – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по
времени.
Задача детского сада в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, основой которой является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у детей дошкольного возраста.
В системе
профилактической деятельности дошкольного учреждения выделяют два
направления: меры общей профилактики, обеспечивающие вовлечение всех
воспитанников в активную деятельность и меры специальной
профилактики, состоящие в выявлении воспитанников и семей, нуждающихся в
особом педагогическом внимании и проведении работы с ними на индивидуальном
уровне.
01.11.2022
Жестокое обращение с детьми:
Жестокое
обращение с детьми — это не только побои, нанесение ран, сексуальные
домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребенка. Это
унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую
душу.
Пренебрежение
может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребенка необходимым
количеством пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение
проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.
Жестокое
обращение с детьми (несовершеннолетними гражданами, от рождения до 18 лет)
включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими
членами семьи), опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями,
представителями органов правопорядка.
Четыре основные формы
жестокого обращения с детьми:
-
Физическое насилие — преднамеренное
нанесение физических поражений;
-
Сексуальное насилие — (или развращение) —
вовлечение ребенка с его согласия и без такого в сексуальное действие со взрослыми
с целью получения последними удовлетворения или выгоды;
-
Психическое (эмоциональное) насилие —
периодическое, длительное или постепенное психическое воздействие на ребенка,
тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера;
К психической форме насилия относится:
-
открытое неприятие и постоянная критика
ребёнка;
-
угроза в адрес ребенка в словесной форме;
-
замечание, высказывание в оскорбительной
форме, унижающее достоинство ребёнка;
-
преднамеренная физическая или социальная
изоляция ребёнка;
-
ложь и невыполнение взрослыми своих
обещаний;
-
однократное грубое психическое
воздействие, вызывающее у ребёнка психологическую травму;
-
пренебрежение нуждами ребёнка — это
отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его
эмоциональное состояние появляется угроза его здоровью или развитию.
К пренебрежению
элементарном нуждам ребёнка относится:
-
отсутствие адекватных возрасту и
потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, образования, и медицинской помощи.
-
отсутствие должного внимания и заботы, в
результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая.
Защита прав и достоинств
ребёнка в законодательных актах
-
Конвенция ООН о правах ребёнка даёт
определение понятия - «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст. 19), а
также устанавливает:
-
обеспечение в максимально возможной
степени здорового развития ребенка (ст. 6);
-
защиту от произвольного или незаконного
вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию
(ст. 16);
-
обеспечение мер по борьбе с болезнями и
недоеданием (ст. 24);
-
признание права каждого ребенка на
уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного,
нравственного и социального развития (ст. 24);
-
защиту ребенка от сексуального
посягательства (ст. 34);
-
защиту ребенка от других форм жестокого
обращения (ст. 37);
-
меры помощи ребенку, явившемуся жертвой
жестокого обращения (ст. 39).
Уголовный кодекс
предусматривает ответственность:
-
за совершение физического и сексуального
насилия, в т.ч. и в отношении несовершеннолетних (ст. 106 - 136);
-
за преступление против семьи и
несовершеннолетних (ст. 150- 157).
Семейный Кодекс РФ
гарантирует:
-
право ребенка на уважение его
человеческого достоинства (ст. 54);
-
право ребенка на защиту и обязанности
органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка (ст. 56);
-
меру «лишение родительских прав» как меру
защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст. 69);
-
немедленное отбирание ребенка при
непосредственной угрозе жизни и здоровью (сит. 77).
-
Закон «Об образовании» утверждает право
детей, облучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их
человеческого достоинства» (ст. 5) и предусматривает административное наказание
педагогических работников за допущенное физическое и психическое «насилие над
личностью обучающегося или воспитанника» (ст. 56).