1
Оглавление
1.
Целевой раздел
3
1.1.
Нормативно-правовая база
3
2.
Содержательный раздел Программы.
6
2.1.
Содержание работы по коррекции и развитию речи детей
6
2.2.
Содержание всей логопедической деятельности логопеда
7
2.3.
Учебный план
7
2.4.
Календарный учебный график
8
3.
Организационный раздел реализации Программы
10
4.
Мониторинг
12
5.
Список литературы
14
2
I. Целевой раздел
Пояснительная записка
Современные реалии таковы, что около 85% детей раннего возраста имеют задержку
речевого развития, и половина дошкольников имеют речевую патологию, что является препятствием при реализации основной цели дошкольного воспитания – гармоничного развития
ребенка. Этот факт обуславливает необходимость оказания своевременной логопедической
помощи в дошкольном детстве.
Настоящая программа разработана на основе обязательного минимума по речевому развитию дошкольников и с учетом приоритетного направления ДОУ, т.к. правильное речевое
развитие дошкольника является главнейшей составляющей интеллектуального развития и
психологического здоровья. Национально-региональный компонент реализуется при развитии словарного запаса и связной речи по темам: «Семья», «Времена года», «Россия», «Школа». С целью приобщения детей к базовым ценностям российского народа, подбирается соответствующий речевой коррекционно-развивающий материала. Логопедическая деятельность на логопункте осуществляется по четырём направлениям: коррекция речи детей, профилактика речевых нарушений, диагностика и мониторинг речевого развития воспитанников, распространение и внедрение эффективных разработок логопеда ДОУ в городе Екатеринбурге и в Свердловской области.
Так как коррекционная логопедическая работа ведется преимущественно со старшими
дошкольниками, ее содержание по основным разделам речи изложено в «Перспективном
плане развития речи детей старших и подготовительных групп» с отражением возрастных
особенностей коррекции и развития речевых структур.
С детьми раннего и младшего дошкольного возраста организуется профилактическая работа с непосредственным взаимодействием всех участников педагогического процесса. Ее содержание отражено в «Перспективном плане логопеда д/с № 6 на текущий учебный год». На
решение профилактических задач направлена деятельность логопеда в условиях областной
базовой площадки по теме: «Развитие речи дошкольников через интеграцию разных видов
деятельности как структурный компонент модели логопедического сопровождения детей с
нарушениями речи в детском саду общеразвивающего вида».
Мониторинг речевого развития всех воспитанников ДОУ осуществляется на основе
«Экспресс-диагностики речи детей 2-7 лет», разработанной творческой группой, возглавляемой логопедом ДОУ №6. Диагностика и мониторинг речи детей, зачисленных на логопункт,
осуществляется на основе специальных методик. Наблюдения и логопедическая диагностика
показывает, что на протяжении последних 30 лет речь детей развивается поздно – у 80% ЗРР
в раннем возрасте, с речевыми отклонениями – у 75% детей пяти лет. Поэтому формирование речи детей ведётся по специальному комплексно-тематическому плану.
Распространение и внедрение эффективных технологий, разработанных логопедом ДОУ №
6, ведётся через ГМО, мастер-классы, семинары, научно-практические конференции и лекторскую деятельность в информационно-методическом центре «ИР-бис» в городе Екатеринбурге.
1.1. Нормативно-правовая база
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных
целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении
3
основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»
Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»
распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 999-р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года»;
федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
(утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции
приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264);
федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847);
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 года № 373,
зарегистрировано в Минюсте России 31 августа 2020 г., регистрационный № 59599);
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28, зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря
2020 г., регистрационный № 61573);
Положение об организации деятельности по оказанию дополнительных платных услуг
в МБДОУ «Детский сад № 6 «Золотой петушок».
Образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий». // Науч. рук.
Л.Г. Петерсон / Под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. М.: Институт системнодеятельностной педагогики, 2014.
От рождения до школы. Общеобразовательная программа дошкольного образования /
Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ.
Образовательная программа дошкольного образования «Развитие» под. ред
А.И.Булычевой.
Положение об организации деятельности по оказанию дополнительных платных услуг
в МБДОУ «Детский сад № 6 «Золотой петушок»
4
Цель, задачи, основные направления логопедической работы.
Цель: создание условий для своевременного предупреждения и преодоления отклонений в
устной речи дошкольников.
Задачи:
1.
Корригировать речевые нарушения у дошкольников.
2.
Своевременно выявлять речевую патологию.
3.
Проводить профилактику речевых нарушений у детей ДОО.
4.
Воспитывать чувство солидарности педагогов, родителей и логопеда в коррекции речи
детей.
5.
Приобщать детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям
российского народа - патриотизм, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость.
Определены основные направления работы логопедического пункта:
организация и проведение коррекционной работы с детьми
организация работы с родителями по профилактике и коррекции речи у детей
организация и проведение работы с воспитателями по профилактике и коррекции речи
у детей
осуществление взаимодействия со специалистами детского сада, школой и педагогами
города в социально-речевом развитии детей.
обобщение и распространение положительного опыта работы логопункта ДОО № 6.
Принципы построения содержания логопедической программы.
1.
Соответствие содержания образования требованиям развития общества, науки, культуры, личности и направлению работы ДОО № 6.
2.
Принцип единства содержания и процессуальной стороны обучения.
3.
Принцип системности, предполагающий воздействие на все стороны речевой функциональной системы.
4.
Принцип комплексности, имеющий медико-психолого-педагогический характер.
5.
Принцип развития, предполагающий выделения задач, которые лежат в зоне ближайшего развития.
6.
Онтогенетический принцип.
7.
Дидактические принципы: доступность, сознательность, индивидуальный подход,
наглядность и т.д.
Принципы организации логопедической деятельности на логопункте МБДОУ «Детский сад №6 «Золотой петушок».
1.
Принцип соответствия времени, длительности, места логопедического воздействия
возрасту, структуре речевого дефекта, физическим и психологическим особенностям
ребёнка.
2.
Принцип учёта основных направлений логопедической деятельности.
Направления
Время
логопедической деятельности
Диагностика:
углублённая для коррекции; Июль, сентябрь.
Взаимодействие
с участниками логопедического процесса
Медицинские работники: педиатр,
невролог, Лор;
Педагоги: психолог, педагоги группы,
5
скрининговая для профилак- Сентябрь,
январь, специалисты д/с, методист;
тики
май
Родители.
Коррекция
Сентябрь - май
Родители, педагоги группы, специалисты.
Профилактика
Июнь, июль, январь, Родители, педагоги группы, специалимарт.
сты д/с, медицинские работники при
необходимости.
Распространение и внедре- Сентябрь - май
Педагоги-специалисты,
методисты,
ние собственных техноловоспитатели
гий
Принцип оптимизации коррекционной работы.
С целью эффективной коррекционно-развивающей работы с детьми использовать разные формы и виды логопедического воздействия на логопатов. При выборе формата коррекционной работы учитывать этап исправления речи и риски возникновения нарушений письменной речи. Для оптимального использования времени для коррекции речи детей в условиях логопедического пункта объединять их в группы:
«коррекция»;
«автоматизация»;
«группа риска».
3.
Принцип научности.
Реализуется через разработку и рецензирование различных направлений педагогической и логопедической работы.
4.
Принцип соответствия требованиям современности.
Реализуется через участие и представление опыта в смотрах, конкурсах, фестивалях,
конференциях на городском, областном, всероссийском, международном уровнях.
2. Содержательный раздел Программы.
Логопедическая работа на логопункте «Детский сад №6 «Золотой петушок» планируется в двух блоках: «Перспективный план работы с детьми» и «Перспективный план работы
логопеда на год».
2.1. Содержание работы по коррекции и развитию речи детей изложено в «Перспективном плане работы с детьми старшего возраста по развитию речи». Речевой материал распределен по месяцам.
Так как логопункт предполагает коррекцию речи детей с разной речевой патологий, от
ФН до ОНР разнообразной обусловленности, с целью обеспечения усвоения детьми основной программы детского сада за основу планирования были приняты принципы единства,
дифференцированного подхода и непрерывности образовательного процесса. Последовательность изучения речевого материала планируется по тематическому принципу, а методы,
приемы и время коррекционно-развивающей работы с каждым логопатом соответствуют
структуре его речевого дефекта, описанные в учебниках «Логопедия» под редакцией
Л.С.Волковой, Москва 1989г и под редакцией О.В.Правдиной, Москва 1969г
Раздел «Фонематический слух» составлен с опорой на учебное пособие «Воспитание
у детей правильного произношения» М.Ф.Фомичевой; раздел «Грамматический строй» с
опорой на развитие речи в онтогенезе из разработок Д.Б.Эльконина «Детская психология»,
остальные разделы с опорой на «Программу воспитания и обучения в детском саду» под ре6
дакцией М.А.Васильевой. Данный план рецензирован д.п.н. СГПУ З.А.Репиной в 2000 году.
Каждая словарная и грамматическая тема изучается неделю и отражается в индивидуальных
логопедических тетрадях детей-логопатов.
2.2. Содержание всей логопедической деятельности логопеда в детском саду изложено в
«Перспективном плане работы учителя-логопеда». Работа планируется на весь учебный год
по месяцам, с определением основных задач. Материал расположен по четырем разделам:
«работа с детьми» - отражает виды коррекционной работы с детьми логопедической группы
и мероприятия по профилактике речевых нарушений у всех детей детского сада;
«работа с родителями» - отражает виды, формы и цели коррекционной и профилактической
работы с родителями детей всего детского сада;
«работа с воспитателями» - отражает виды, формы, цели методической и практической работы логопеда с воспитателями всех возрастных групп по коррекционно-развивающей работе в разделе «Развитие речи»;
«взаимодействие со специалистами и школой» - отражает всю методическую и практическую деятельность логопеда со специалистами детского сада № 6, школой и всем педагогическим сообществом города; в этом же разделе планируется научная и экспериментальная
работа логопеда.
В каждом разделе выделена графа «выполнение», в которой отмечается дата выполнения мероприятия.
2.3. Учебный план программы.
Время для коррекции речевого дефекта зависит от логопедического диагноза и очень
индивидуально, так как главную роль здесь играет структура речевого дефекта. Из «Логопедии» под редакцией Л.С.Волковой и «Логопедии» О.В.Правдиной можно выделить примерный план работы с каждым речевым дефектом и приблизительно обозначить временные затраты логопеда на коррекцию речевой патологии. Опираясь на теоретические обоснования
этих авторов, и с учетом многолетнего опыта работы в условиях дошкольного логопедического пункта учебный план выглядит так:
Логопедический
Общее время на Количество
Время на одно
диагноз
коррекционную
занятий в
коррекционное
работу
неделю
занятие
Ф.Н.(фонетическое недоразвитие) обу1-3 месяца
1
10-20 мин.
словленное дислалией
Ф.Н.(фонетическое недоразвитие) обу3-18 месяцев
2-3
15-30 мин.
словленное дизартрией
Ф.Ф.Н.(фонетико-фонематическое
6-10 месяцев
2
15-20 мин.
недоразвитие) обусловленное дислалией
Ф.Ф.Н.(фонетико-фонематическое
10-18 месяцев
2-3
20-25 мин.
недоразвитие) обусловленное дизартрией
НВОНР (Нерезко выраженное недораз1 год
2-3
20-30 мин.
витие речи)
НВОНР (Нерезко выраженное недораз1-1,5 года
3
20-30 мин
витие речи) обусловленное дизартрией
ОНР(111) (общее недоразвитие речи
1-1,5 года
3
20-30 мин.
7
третьего уровня) не обусловленное дизартрией
ОНР(111) (общее недоразвитие речи
третьего уровня) обусловленное дизартрией
ОНР(11) (общее недоразвитие речи второго уровня) обусловленное дизартрией
или алалией
1-2 года
3-4
20-30 мин.
2-3 года
3-4
20-30 мин.
Время, потраченное на коррекцию речевой патологии зависит от:
речевого диагноза;
структуры речевого дефекта;
возраста ребенка;
психологической базы ребенка;
индивидуальных физических и психо-эмоциональных особенностей ребенка:
формы занятия;
непрерывной системы занятий;
взаимодействия всех участников коррекционного процесса.
2.4. Календарный учебный график
Коррекционно-развивающий процесс на логопункте д/с № 6 осуществляется 5 дней в
неделю: 3 дня – с 9-00 до 13-00, 2 дня – с 15-00 до 19-00. В первую половину дня осуществляется коррекционная работа с детьми в индивидуальной и подгрупповой форме. Подгруппы
детей формируются ежегодно в октябре месяце по речевым диагнозам и состоят из 2-4 логопатов, при необходимости переформировываются в январе и апреле. Переформирование зависит от динамики коррекционно-развивающего процесса. Во вторую половину дня проводятся индивидуальные или подгрупповые занятия с детьми и родителями в виде консультаций-практикумов по утвержденному и согласованному с октября месяца расписанию. Таким
образом, ежедневно на логопункте в группе «Коррекция» занимается 12-15 детей.
Дни недели
понедельник
вторник
среда
четверг
пятница
Форма, вид занятия
Время
Индивидуальные и подгрупповые
консультации-практикумы с
детьми и родителями
Индивидуальные и подгрупповые
коррекционные занятия с детьми
Индивидуальные и подгрупповые
консультации-практикумы с
детьми и родителями
Индивидуальные и подгрупповые
коррекционные занятия с детьми
Индивидуальные и подгрупповые
коррекционные занятия с детьми
с 15-00 до 19-00
С 9-00 до 12-00
с 15-00 до 19-00
С 9-00 до 12-00
С 9-00 до 12-00
8
В связи с тем, что в последние годы основная коррекция речи детей проходит в старших
группах, в подготовительных группах дети-логопаты продолжают заниматься в другом формате.
Группа логопатов
Форма, вид деятельности
Дни недели и время
«Группа риска по развитию
Индивидуальные и подгрупТретья пятница 9-00 – 12-00
речи» - фонематические и
повые занятия по предупрезанятия с детьми
лексико-грамматические
ждению дисграфии и дислек- Четвёртая среда 17-15 – 18нарушения речи.
сии.
30 занятия с детьми и родителями
«Автоматизация» - неавтомаСовместный с воспитателями Последняя пятница месяца
тизированное звукопроизномониторинг звукопроизноше- 10-30 – 12-00
шение у дизартриков.
ния у дизартриков.
9
3. Организационный раздел реализации Программы. Программно – методическое обеспечение коррекционной о профилактической речевой работы логопункта.
Направления коррекционно-развивающей
речевой работы
Диагностическое (выявление и мониторинг
речевого развития, постановка логопедического диагноза)
Коррекционное (система, методы и приемы коррекции разной
речевой патологии)
Профилактическое
(формирование правильной речи, предупреждение нарушений
устной и письменной
речи)
Основные программы, методики федерального уровня (автор,
название)
Дополнительные технологии и методики (название, автор)
Общеобразовательная программа дошкольного образования»
«От рождения до школы» под. ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой 2013г
Р.А.Кирьянова, Санкт-Петербург, 2002г.;
«Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного
учреждения», сборник, Санкт-Петербург 2001г.
«Логопедия», ред. Л.С.Волкова, Москва 1989г.
«Логопедия», ред. О.В.Правдина, Москва 1969г.
«Основы теории и практики логопедии», Р.Е.Левина, Москва
1967г.
«Подготовка к школе детей с недостатками речи», Г.А.Каше,
Москва 1985г.
«Основы логопедии», Т.Б.Филичева, Москва 1989г.
«Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи», З.А.Репина, Екатеринбург 1996г.;
«Альбом для логопеда», О.Б.Иншакова, Москва 1998г.
«Экспресс-диагностика речи детей от 2 до 7 лет», тв.гр
.логопедов Лесной 2009г.
«Детская психология». Д.Б.Эльконин, Москва 1960г.
«Воспитание у детей правильного произношения»,
М.Ф.Фомичева, Москва 1989г.
«Развитие речи детей», Е.И.Тихеева, Москва 1981г.
«Методика развития речи и обучения родному языку»,
М.М.Алексеева, В.И.Яшина, Москва 1998г.
«Логопедия», Е.Ф,Рау, Москва 1969г.
«Алалии»,ред. Л.С.Волковой, Москва 1997г.
«Формирование речи у дошкольников», Л.И.Ефименкова,
Москва 1981г.
«Нарушения речи и письма у детей», Р.Е.Левина, Москва
2005г.
«Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников»,
Р.И.Лалаева, С.-Петербург 1999г.
«Дизартрия», Е.Н.Винарская, Москва 2005г.
«Развитие правильной речи ребенка в семье»,
А.И.Максаков, Москва 1978г.
«Психолого-педагогическая технология предупреждения
и коррекции задержки речевого развития …»,
С.И.Блохина, Екатеринбург 1999г.
«Азбуковедение», В.Волина, Москва 1999г.
«Учите, играя», А.И.Максаков, Москва 1983г.
10
Взаимодействие с семьями воспитанников.
Цель взаимодействия с семьей ребенка логопедической группы:
Эффективная коррекция дефектов устной речи и предупреждение нарушений письменной
речи детей.
Отслеживается в тетради «Тетрадь учета»
Цель взаимодействия с семьями всех детей ДОУ № 6:
Осуществление профилактики речевых нарушений у детей.
Отслеживается в тетради «Обследование речи детей д/с 6».
Родители
детей предшкольного возраста
1.Консультации-практикумы для родителей детей группы риска по запросу
2.Всеобучи по предупреждению нарушений в письменной речи для всех по плану.
3.Консультации по речевой готовности к школе по запросу.
4. Логопедические платные занятия с младшими дошкольниками по запросу родителей.
Родители
детей младшего и среднего возраста
Родители
детей раннего возраста
1.Профилактическая речевая
диагностика при поступлении
в ДОУ.
2.Индивидуальные консультации по запросу.
3.Письменные консультации
в группах.
4.Устные групповые консультации по запросу.
Логопед
Родители
детей старшего возраста
1.Систематические консультации-практикумы с родителями детей-логопатов.
2.Всеобучи по предупреждению дисграфии и дислексии
для всех.
3.Консультирование родителей детей группы риска по
запросу воспитателей и родителей.
4.Письменные консультации
в родительском уголке логопеда 1 раз в неделю.
1.Коррекционнонаправленная речевая диагностика – группа риска.
2.Индивидуальные консульации-практикумы 1-2
раза в год по запросу.
3.Тематические всеобучи
для всех родителей по запросу.
4. Занятия по программе
раннего речевого развития
по программе «Солнышко»
11
4. Мониторинг. Мониторинг качества профилактики и коррекции речевых нарушений
и речевого развития дошкольников.
Требования к уровню речевой подготовки детей.
Возрастная группа
Требования к речи ребенка к концу учебного года
Ранний возраст
Говорит короткими предложениями из 2-3 слов. Словарный заК 2 годам
пас около 300 слов. Не искажает звуконаполняемость простых
(профилактика наруслов из 3-4 звуков. Активно повторяет за взрослым слова и кошений устной речи)
роткие предложения.
Первая младшая груп- Рассказывает знакомое стихотворение, отвечает на вопросы по
па
картинке предложением с простыми предлогами. Называет иг(профилактика нарурушки, одежду, мебель, основные цвета, глаголы труда. Не исшений устной речи)
кажает слоговую структуру слов из 4-6 звуков. Есть возрастные
пропуски, замены и смягчение звуков речи.
Вторая младшая груп- Рассказывает знакомую сказку с небольшой помощью, пользуетпа
ся распространенными предложениями с предлогами. Самостоя(профилактика нарутельно рассказывает стихи. Называет окружающие предметы,
шений устной речи)
глаголы движения, цвета. Соблюдает слоговую структуру простых слов из 3-4 слогов. Есть замены звуков, но нет искажений,
исчезает смягчение.
Средняя группа
Пересказывает с опорой на наглядность знакомую сказку. Рас(профилактика и кор- сказывает стихи без помощи взрослого. Адекватно употребляет
рекция нарушений уст- большинство предлогов и точных глаголов. Обобщает и диффеной речи)
ренцирует предметы с небольшой помощью. Соблюдает слоговую структуру усложненных слов. Нет пропусков, смягчения
звуков. Нет искажений звуков у детей с нормальным неврологическим статусом. Есть неустойчивость произношения. Слышит
речевой звук и выбирает с ним слово.
Старшая группа
Самостоятельно пересказывает незнакомый текст. С небольшой
(профилактика нарупомощью составляет рассказ по серии картинок. Легко вступает
шений письменной ре- в вербальный контакт с детьми и взрослыми. Точно употребляет
чи,
предлоги, антонимы, наречия, простые и приставочные глаголы.
коррекция нарушений Встречаются аграмматизмы в малознакомых словах сложной
устной речи)
слоговой структуры, наблюдается неустойчивость употребления
некоторых падежных форм. Звуки речи произносит правильно,
иногда требуется контроль взрослых. Определяет место звука в
слове, различает оппозиционные звуки.
Подготовительная
Самостоятельно составляет рассказ по картинке по плану, по сегруппа
рии картинок. Легко вступает в вербальный контакт с детьми и
(профилактика нарувзрослыми, стараясь использовать правила речевого этикета. Исшений письменной ре- пользует обобщающие и пространственные понятия, относительчи,
ные и притяжательные прилагательные, сравнительные наречия.
коррекция нарушений В речи нет аграмматизмов, адекватно использует предложноустной речи)
падежные конструкции. Чистое звукопроизношение, возможен
контроль за речью детей дизартриков. Производят звуковой анализ слов из3-5 звуков.
12
Диагностический инструментарий.
Диагностический инструментарий подобран с учетом трех факторов:
возраст ребенка – наглядный материал должен соответствовать возрастным особенностям, особенно развития слухового и зрительного восприятия и внимания;
вид диагностики – лонгитюдная, экспресс-диагностика, углубленная, развернутая, тематическая, дифференциальная, отборочная, промежуточная, итоговая;
цель диагностики – выявить детей с патологией речи, выявить детей с возрастными
нарушениями речи, определить уровень речевого развития, определить динамику речевого развития ребенка, сделать логопедическое заключение для определения образовательно-воспитательного маршрута.
Возрастные группы
и категории детей
Второй год жизни
по запросу родителей
Дети 2-7 лет
все
Дети 5-7 лет
зачисленные на логопункт
Диагностический инструментарий
«Стимульный материал для логопедического обследования
детей 2-4 лет»; методическое пособие. Громова О.Е., Соломатина Г.Н.
«Альбом для развития речи детей раннего возраста», Лоза
Г.Ф Киев, 1981.
«Экспресс-диагностика речевого развития детей 2-7 лет»,
творческая группа логопедов, ред. Фархутдинова Н.А, Лесной
2007.
«Альбом для логопеда», О.Б.Иншакова, Москва 1998г.
«Дидактический материал по обследованию речи детей»,
О.Е.Грибова, Т.П.Бессонова, Москва 2000.
Диагностический мониторинг.
Диагностический мониторинг осуществляется в зависимости от его вида по-разному:
либо логопедом, либо воспитателем под руководством логопеда, либо воспитателем под руководством логопеда и методиста. На логопункте д/с № 6 практикуются следующие виды
мониторинга:
Ретроспективный мониторинг речи детей раннего, младшего и старшего дошкольного возраста проводится логопедом путем индивидуального скрининга 2 раза в год и отражается в
документации логопеда в тетради «Обследование речи детей д/с № 6»
Оперативный мониторинг речевого развития детей от 2 до 7 лет проводится воспитателем
под руководством логопеда и методиста путем экспресс-диагностики и отражается в документации воспитателей.
Локальный мониторинг речи детей логопедической группы проводится логопедом путем
тематической диагностики и отражается в индивидуальной тетради ребенка.
Предупредительный мониторинг речи детей старших и подготовительных групп проводится логопедом путем сравнительной диагностики и отражается в документации логопеда в
тетради «Обследование речи детей д/с № 6».
Промежуточный мониторинг осуществляется воспитателем под руководством логопеда путем индивидуальной или групповой диагностики и отражается в документации воспитателя.
13
Список литературы.
1.
2.
Воспитание у детей правильного произношения, М.Ф.Фомичева, Москва 1989г.
Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения, сборник, Санкт-Петербург 2001г.
3.
Диагностическая и методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях, Н.В.Никишина, Волгоград 2006г.
Комплексная диагностика дошкольников, Р.А.Кирьянова, Санкт-Петербург, 2002г.
Методика развития речи и обучения родному языку, М.М.Алексеева, В.И.Яшина,
Москва 1998г.
Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи, З.А.Репина,
Екатеринбург 1996г.
Методика развития речи и обучения родному языку, М.М.Алексеева, В.И.Яшина,
Москва 1998г.
Развитие речи детей, Е.И.Тихеева, Москва 1981г.
4.
5.
6.
7.
8.
14