«Капитошка» Дополнительная образовательная программа по плаванию для детей дошкольного возраста. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Название программы Направленность программы Авторы программы Возраст детей, участвующих в реализации программы Сроки реализации программы Место реализации программы Цель программы Задачи Дополнительная образовательная программа «Капитошка» Физкультурно-оздоровительная Замостьянов Е.О. – инструктор по физ.культуре Волынская Т.И. - инструктор по физ.культуре Улитина Д.А.- инструктор по физ.культуре 5-7 лет 2 года Бассейн МБДОУ «д/с «Детский сад №6 «Золотой петушок» Создание благоприятных условий для оздоровления, закаливания, и обеспечения всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников средствами оздоровительного плавания. Образовательные: формировать представление о здоровом образе жизни, о спорте, о плавании. ознакомить с основными способами плавания накапливать и обогащать двигательный опыт детей в воде (бег, бег с изменением направления и скорости, бег спиной вперед, бег приставными шагами, и т.д.) содействовать в развитии физических качеств (ловкость, быстрота, выносливость, сила, гибкость) ознакомить с основными командами и понятиями в плавании на английском языке. Воспитательные: способствовать воспитанию активности, сознательности, моральноволевых качеств, уверенности в своих силах, уважительного отношения к себе и окружающим. сформировать интерес и желание вести здоровый образ жизни. Воспитывать умения владеть своим телом в непривычной среде; Ожидаемые результаты Нормативно-правовая база разработки программы Сформировать потребность в дальнейших занятиях плаванием, стойких гигиенических навыков. Оздоровительные: формировать правильную осанку Укреплять мышечный корсет позвоночника, мышцы тазового пояса, конечностей. Укрепление здоровья детей, снижение заболеваемости; Укрепление мышечного корсета ребенка и формирование правильной осанки Расширение адаптивных возможностей детского организма; Повышение показателей физического развития детей; Расширение спектра двигательных умений и навыков в воде; Знание и понимание основных команд и понятий в плавании на английском языке. Развитие активности, сознательности, морально-волевых качеств, уверенности в своих силах, уважительного отношения к себе и окружающим Формирование нравственно-волевых качеств. Конституция РФ, ст.43, 72. Конвенция о правах ребёнка (1989 г.). Федеральный закон «Об образовании в РФ». СанПиН 2.4.1.3049 – 13 Устав ДОУ Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273Ф Федеральный закона “Об образовании в Российской Федерации” ст. 48, ч.1, п.1 ФГОС дошкольного образования (приказ от 17.10.13 г, действует с 01.01.2014 г) 1. Пояснительная записка 1.1. Направленность дополнительной образовательной программы Дополнительная образовательная программа по плаванию «Дельфиненок» для детей 5-7 лет разработана в соответствии с в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Реализуемая программа строится на принципе личностно-развивающего гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми. Данная программа документами: разработана в соответствии со следующими и нормативными Конституция РФ, ст.43, 72. Конвенция о правах ребёнка (1989 г.). Федеральный закон «Об образовании в РФ». СанПиН 2.4.1.3049 – 13 Устав ДОУ Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф Федеральный закона “Об образовании в Российской Федерации” ст. 48, ч.1, п.1 ФГОС дошкольного образования (приказ от 17.10.13 г, действует с 01.01.2014 г) В программе выделена закономерность поэтапного формирования соответствующих навыков плавания на основе использования системы упражнений и игр. Оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи физического воспитания решаются на основе приобретения нового опыта - освоения водной среды обитания, которая предъявляет особые требования к двигательным способностям ребенка. Предусматриваются основные требования к организации проведения плавания, обеспечению мер безопасности и выполнению необходимых санитарно-гигиенических правил. Имеет физкультурно-оздоровительную направленность. Основное содержание программы составляют физические упражнения и игры, освоение которых помогают детям освоить элементы плавания способами кроль на груди, кроль на спине. Программа ориентирует на поддержание положительного эмоционального отношения детей к занятиям на всех этапах обучения, - стремлению к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли им удовольствие и радость, побуждали их к самостоятельности, стремлению научиться плавать. Детей учат осознавать ценность здорового образа жизни, бережно относиться к своему здоровью, знакомят с элементарными правилами безопасного поведения на воде. 1.2. Цель и задачи реализации программы Цель и задачи деятельности ДОУ по реализации программы по плаванию определяются на основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей родителей, социума, в котором находится дошкольное образовательное учреждение. Цель: Создание благоприятных условий для оздоровления, закаливания, и обеспечения всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников средствами оздоровительного плавания. Задачи: Образовательные: формировать представление о здоровом образе жизни, о спорте, о плавании. ознакомить с основными способами плавания накапливать и обогащать двигательный опыт детей в воде (бег, бег с изменением направления и скорости, бег спиной вперед, бег приставными шагами, и т.д.) содействовать в развитии физических качеств (ловкость, быстрота, выносливость, сила, гибкость) ознакомить с основными командами и понятиями в плавании на английском языке Воспитательные: способствовать воспитанию активности, сознательности, морально-волевых качеств, уверенности в своих силах, уважительного отношения к себе и окружающим. сформировать интерес и желание вести здоровый образ жизни. воспитывать умения владеть своим телом в непривычной среде; сформировать потребность в дальнейших занятиях плаванием, стойких гигиенических навыков. Оздоровительные: формировать правильную осанку укреплять мышечный корсет позвоночника, мышцы тазового пояса, конечностей. 1.3. Принципы и подходы к формированию программы. Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей, научно обоснованными методиками. Принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение гарантий положительного результата от занятий физической культурой независимо от уровня физического развития. Принцип педагогической компетенции – аккумулирует принципы коммуникации, открытости, развития. Принцип комплексности – позволяет осуществлять работу с учетом взаимодействия всех факторов – здоровья, сложности задания, времени проведения совместной деятельности Принцип педагогической интеграции – позволяет одновременно использовать различные виды деятельности – двигательную, коммуникативную, познавательную, игровую – в целостном развитии личности ребенка средствами физической культуры. 1.4. Формы организации и методы обучения 1.4.1. Формы организации обучения В процессе занятий используются различные формы организации детей: групповые; командные; индивидуальные. Рекомендуются такие формы занятий: занятия тренировочного типа; сюжетно - игровое; игровые; контрольно-проверочное; в форме бесед (об истории плавания, безопасность на воде); занятия с участием родителей; спортивные досуги, развлечения. 1.4.2. Методы обучения Словесные: объяснения, в форме образных выражений и сравнений, рассказ, беседы, команды, распоряжения и указания. Наглядные: показ изучаемого движения в целостном виде, с разделением на части; анализ его с помощью наглядных пособий, видеосюжетов, жестов. Практические: предусматривают многократное повторение движений сначала по элементам, а затем полностью; обучение в облегченных или усложненных условиях, изучение движений в игровой и соревновательной деятельности, выполнение контрастных движений. 1.6. Возрастные особенности детей Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения. 1.6.1. Особенности физического развития детей пятого года жизни Пятый год жизни ребёнка характеризуется дисбалансом в развитии дыхательного аппарата: при относительной мощности лёгких пока ещё узок просвет верхних воздухоносных путей (полости носа, гортани) и слабы дыхательные мышцы. Вместе с тем размах грудной клетки при вдохе и выдохе значительно шире, вследствие чего жизненная ёмкость лёгких у пятилетнего ребёнка значительно больше, чем у 3 – 4 летнего. Дыхательные пути сравнительно узки, что вызывает преобладание брюшного типа дыхания, при котором главной дыхательной мышцей является диафрагма. С четырёх лет у детей уже довольно хорошо развиты миндалины, и они легко гипертрофируются. В этом возрасте обычно учащаются ангины, и в миндалинах нередко формируется очаг хронической инфекции. Малыши страдают аденоидами, и дыхание их через нос затруднено. Интенсивно развивается кровеносная система. Сердечно – сосудистая система, при условии соблюдения адекватности нагрузок, сравнительно лучше приспособлена к потребностям растущего организма, чем дыхательная. В течение пятого года жизни происходит значительный сдвиг в развитии мускулатуры, в том числе - нервно-психической регуляции и её функциях, возрастают сила и работоспособность мышц. Мелкие мышцы (пальцев, кистей, стоп) ещё недостаточно развиты в сравнении с крупной мускулатурой, из-за чего детям даются движения всей рукой, а не её мелкими мышечными группами. Кроме того, сила мышц-сгибателей больше силы мышц - разгибателей, что определяет особенности поз ребёнка – голова слегка наклонена вперёд, живот выпячен, ноги согнуты в коленных суставах. Быстро вырабатываются условные рефлексы, но закрепляются не сразу, поэтому навыки ребенка, вначале непрочны и легко разрушаются. Процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга легко распространяются, поэтому внимание детей неустойчиво, ответные реакции носят эмоциональный характер и дети быстро утомляются. Дошкольникам свойственна большая отвлекаемость внимания, им обычно трудно сконцентрироваться на решении какой-нибудь задачи. Тем не менее, на пятом году жизни движения ребёнка становятся более уверенными и координированными. Внимание приобретает всё более устойчивый характер, совершенствуется зрительное, слуховое и осязательное восприятие, развивается целенаправленное запоминание. Дети уже способны различать разные виды движения, выделять их элементы. У них появляется интерес к результатам движения, потребность выполнять его в соответствии с образом. Всё это позволяет педагогу приступить к обучению техники основных движений, отработке их качества. 1.6.3. Особенности физического развития детей шестого года жизни Шестой год жизни ребёнка характеризуется замедлением скорости роста тела. Тело растёт неравномерно – длина ног и верхней части тела растёт медленно, а скорость роста длины рук и диаметра тела увеличивается. Развитие опорно-двигательной системы ребёнка ещё незавершенно (скелет, суставно-связочный аппарат, мускулатура). Позвоночный столб ребёнка шестого года жизни чувствителен к деформирующим воздействиям. Скелетная мускулатура характеризуется слабым развитием сухожилий, связок. При излишней массе тела, а также при неблагоприятных условиях, например при частом поднятии ребёнком тяжестей, нарушается осанка. У ребёнка преобладает тонус мышц – разгибателей, что не даёт возможности при длинном статическом положении долго удерживать спину прямой. Сердечно – сосудистая система ещё не достигает полного развития. Общее физическое развитие и динамика функциональной зрелости системы дыхания идёт неравномерно. У детей возрастает осознанность освоения более сложных основных движений. Это позволяет повысить требования к качеству их выполнения, больше внимания уделять развитию физических и морально – волевых качеств (быстрота, ловкость, выносливость, дисциплинированность), дружеских взаимоотношений (умение приходить на помощь товарищу, сопереживать его успехам и неудачам, быть заботливым и внимательным друг к другу). 1.6.4. Особенности физического развития детей седьмого года жизни Седьмой год жизни ребёнка характеризуется продолжением активного формирования осанки и свода стопы. Так как костная ткань богата органическими элементами, то скелет старших дошкольников всё ещё эластичен и подвержен деформации. Это может стать причиной травм не только конечностей, но и позвоночника. К семи годам у ребёнка хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабы мелкие мышцы. У детей ярко выражен грудной тип дыхания. Лёгочная ткань имеет большое количество лимфатических сосудов и респираторных бронхиол, поэтому для детей этого возраста характерны болезни, связанные с воспалительными процессами в лёгких. Резервные возможности сердечно – сосудистой и дыхательной системы у детей достаточно высоки. Динамика нервной системы облегчает освоение детьми движений, физических упражнений, улучшается качество двигательной деятельности дошкольников. Движения ребёнка становятся более координированными и точными. Основой проявления двигательной деятельности является развитие устойчивого равновесия. В двигательной деятельности формируются навыки самоорганизации, взаимоконтроля. Дети проявляют волевые усилия при выполнении заданий, для них важен результат. Появляется возможность на основе закладывающейся произвольности сформировать у детей потребность заниматься физическими упражнениями, развивать самостоятельность, инициативу в освоении новых видов движений. 1.7. Характеристики, значимые для разработки и реализации программы Обучение плаванию в дошкольном учреждении осуществляется на основе программы: -Е.К. Воронова «Программа обучения плаванию в детском саду». Эта одна из базовых программ, в которой представлена система работы по обучению плаванию детей 2-7 лет, а также раскрыты вопросы, касающиеся организации и методики обучения в различных условиях. -Т.И. Осокиной «Как научить детей плавать». Срок реализации программы – 2 года Продолжительность обучения составляет 36 недель (1-й год) – 36 занятий в год, 36 недель (2-й год) – 36 занятий в год с 15 сентября по 31 мая. Режим занятий – 1 раз в неделю. Продолжительность занятий: От 5 до 7 лет – не более 25 мин. Дети делятся на подгруппы в соответствии с возрастом начала обучения: - 5-6 лет (1 год обучения) - 5-6 лет (2 год обучения) - 6-7 лет (2 год обучения) 1.8. Ожидаемые результаты освоения программы Укрепление здоровья детей, снижение заболеваемости; Укрепление мышечного корсета ребенка и формирование правильной осанки Расширение адаптивных возможностей детского организма; Повышение показателей физического развития детей; Расширение спектра двигательных умений и навыков в воде; Знание и понимание основных команд и понятий в плавании на английском языке. Развитие активности, сознательности, морально-волевых качеств, уверенности в своих силах, уважительного отношения к себе и окружающим Формирование нравственно-волевых качеств. 1.9. Формы подведения итогов реализации программы. Итоговые открытые занятия. 2. Учебно-тематический план 2.1. Учебно-тематический план 1-й год обучения Структура программы представлена разделами, содержание которых основывается на упражнениях и играх в воде, специальной и технической подготовке. Общее количество занятий в год – 36 занятий Раздел 1 «Привыкаем к воде» - 10 занятий Раздел 2 «Начинаем плыть» - 11 занятий Раздел 3 «Я сам» - 15 занятий Раздел Тема «Первые шаги» «Вдох-выдох» «Загребаем «Привыкаем воду» к воде» «Падаем и встаем» «Открывай глаза» «Начинаем плыть» Кол-во Тема часов 2 2 Кол-во часов 2 2 2 «Гребем руками» «Работаем ногами» «Плывем с доской» «Ускорение» «Задержи дыхание» «Смотри на дно» «Скользим по поверхности » «Прыгаем в воду» «Я сам» Кол-во Тема часов 2 2 2 1 1 1 1 1 «Лежим на воде» «Лежим и смотрим вниз» «Достаем до дна» «Как струнка» «Кто дальше» 1 1 2 1 1 «Отталкиваемс я и скользим» «Морская звезда» «Отдыхаем на спине» «Скользим на спине и груди» «Что мы умеем» Открытое занятие 2.2. 2 2 2 2 1 Учебно-тематический план 2-й год обучения Структура программы представлена разделами, содержание которых основывается на упражнениях и играх в воде, специальной и технической подготовке. Общее количество занятий в год – 36 занятий Раздел 1 «Без доски» - 12 занятий Раздел 2 «Согласование» - 8 занятий Раздел 3 «Я умею плавать» - 6 занятий Раздел 4 «Лучше всех» - 10 занятий Раздел Тема «Без доски» «Работае м ногами» «Достань со дна» «Стрела» «Поплаво к» «Медузы» «Скользи м как стрелы» «Дельфин ы» «Прыжок в воду» «Нырок» «Как пингвины » Колво часов 2 1 1 1 1 1 2 1 1 1 Тема Колво часов Тема Кол-во часов Тема Колво часов «Руки и ноги» «Водолазы » «Меняем руки» «Под воду с головой» «Винт» «Согласо вание» 2 1 2 1 2 «Ныряе ми плывем» «Легко плывем» «Дышим в сторону » «Скольз им с поворот ом» «Хорово д под водой» «Я умею плавать» 1 2 1 1 «Кто дальше» «Кто быстрее» «Я плыву» «Быстрее, выше, сильнее» «Повторен ье – мать ученья» «Смотри, как я могу» (открытое занятие) «Лучше всех» 3. 1 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3.1. 1-й год обучения РАЗДЕЛ 1 «ПРИВЫКАЕМ К ВОДЕ» Тема 1 «Первые шаги» Задачи: 1 2 2 2 2 1 1. Упражнять в ходьбе с высоким подниманием колен, беге (с поддержкой за поручень) 2. Учить отрывать ноги от дна бассейна, делать выдох в воду 3. Воспитывать выдержку. Содержание: 1. Игра «Цапли» (1 м). 2. Бег вдоль борта, поддерживаясь одной рукой за поручень (2 круга). 3. «Остуди чай» (4 р). 4. «Пузыри» - погружение с головой и выдох в воду (3 р). 5. «Фонтан». Усложнение – дети не садятся на дно, а повисают на поручне, спиной к борту (1 м). 6. «Сердитая рыбка» (2-3 р). 7. Самостоятельные игры и упражнения с игрушками и плавательными досками. Тема 2 «Вдох-выдох» Задачи: 1. 2. 3. 4. Учить детей бегать по бассейну парами, держась за руки. Продолжать учить отрывать ноги от дна, делать выдох в воду Упражнять в ходьбе с наклоном туловища вперёд Воспитывать смелость. Содержание: 1. Ходьба с наклоном туловища вперёд, сделать 2-3 шага опустив лицо в воду (1 м). 2. Держась руками за поручень, работать ногами в стиле «Кроль» (1-2 м). 3. «Остуди чай» (3-4 р). 4. «Пузыри» (3-4 р). 5. «Лошадки» - бег по бассейну парами (2-3 м). 6. Игра «Караси и карпы» (2-3 р). 7. Свободные игры и упражнения с плавательными досками и игрушками. Тема 3 «Загребаем воду» Задачи: 1. Учить детей погружать лицо в воду и делать выдох 2. Продолжать обучать ходьбе по бассейну, загребая воду руками 3. Воспитывать самостоятельность, смелость. Содержание: 1. Ходьба по бассейну, загребая воду руками (2-3 м). 2. «Лошадки» (2-3 м). 3. «Пузыри» (4-5 р). 4. «Зайчики на прогулке». Усложнение – руки на поясе. (3 м). 5. Игра «Хоровод» (2-3 р). 6. «Фонтан» (1 м). 7. Самостоятельные игры. Тема 4-5 «Падаем и встаем» Задачи: 1. Учить детей подпрыгивать и падать в воду, 2. Учить выполнять упражнения, согласуя свои действия с действиями товарищей; 3. Воспитывать умение выполнять правило, помогать товарищам, не мешать другим выполнять упражнения. Содержание: 1. Ходьба по бассейну в положении полуприседа, загребая воду руками (3 м). 2. Ходьба с наклоном туловища вперёд (2 м). 3. «Лошадки» (2-3 м). 4. Бег с активным движением рук (2 м). 5. «Остуди чай» (3-4 р). 6. Погружение лица в воду с задержкой дыхания на 3-4 сек. (2-3 р). 7. Прыжки с падением в воду (3-4 р). 8. «Насос» облегчённый вариант – стоя парами друг против друга и держась за руки, погружаться в воду до подбородка поочерёдно и делать выдох в воду (4-5 р). 9. «Пузыри» - следить, чтобы дети выполняли выдох носом (4-5 р). 10. Игра «Хоровод» (3-4 р). 11. Игры с мячом – бросание друг другу (3-4 м). 12. Свободные игры с игрушками. Тема 6 «Открывай глаза» Задачи: 1. Учить детей открывать в воде глаза, пытаться достать со дна игрушку 2. Упражнять в правильном выдохе в воду; использовать разновидности ходьбы, бега, прыжков; 3. Воспитывать дисциплинированность. Содержание: 1. Ходьба приставными шагами вдоль борта (2 м). 2. Бег с активной работой рук вдоль борта (3 круга). 3. Игровое упражнение «Вода кипит» - стоя в кругу близко друг к другу, погрузиться в воду и дружно сделать активный выдох (4-5 р). 4. Прыжки на двух ногах, руки на поясе с продвижением вперёд (2-3 м). 5. Игровое упражнение «Покажи глазки из воды» - присесть в воду с головой и показать открытые глаза воспитателю (1-2 р). 6. «Рыболовы» - предложить детям достать со дна затонувшие игрушки (3-4 м). 7. Самостоятельные игры с плавающими и тонущими игрушками. РАЗДЕЛ 2 «НАЧИНАЕМ ПЛЫТЬ» Тема 7 «Гребем руками» Задачи: 1. Учить детей выполнять гребковые движения руками в стиле «Кроль»; 2. Закреплять умение делать выдох в воду; 3. Упражнять в беге по бассейну в разных направлениях, змейкой; 4. Воспитывать чувство товарищества: не мешать друг другу выполнять упражнения, если надо, помочь товарищу справиться с заданием. Содержание: 1. Держась за поручень одной рукой, делать плавательные движения другой рукой, поменять руки; пройти от одного борта к другому, слегка наклонившись вперёд и выполняя плавательные движения двумя руками (5 м). 2. Держась за поручень двумя руками, опускать лицо в воду и делать медленный выдох (6-7 р). 3. Бег по бассейну врассыпную, бег «змейкой» за воспитателем (2 м). 4. Ходьба «в тоннель» из трёх обручей в воде по грудь (3-4 р). 5. Держась руками за поручень, лечь на воду и работать ногами в стиле «Кроль» (2-3 м). 6. Игра «Щука» - разучивание. 7. Свободные игры. Тема 8-9 «Работаем ногами» Задачи: 1. Продолжать учить детей активно работать прямыми ногами; 2. Упражнять в согласованности и ритмичности при выполнении движений, выполнении движений самостоятельно. 1. Ходьба по бассейну в разных направлениях в быстром темпе (2-3 м). 2. Ходьба по бассейну (вода по плечи), загребая воду руками, как при плавании способом «Кроль» (2-3 м). 3. Бег до противоположного борта с высоким подниманием коленей (3 р). 4. Прыжки с погружением во воду до глаз, с головой (4-5 р). 5. Держась руками за поручень, работать прямыми ногами в стиле «Кроль» (34 м). 6. «Пузыри» (5-6 р). 7. Игра «Щука» - (2-3 р). 8. Держась руками за поручень, лечь на воду, сделать глубокий вдох, опустить лицо в воду, сделать полный выдох медленно (4-5 р) 9. Игровое упражнение на дыхание «Дружные ребята» - в кругу держась за руки, опустить лицо в воду и сделать медленный выдох (5-6 р). 10. Игра «Смелые ребята» - разучивание. 11. Свободные игры. Тема 10-11 «Плывем с доской» Задачи: 1. Учить, держась за игрушку или плавательную доску, вытягивать тело на воде, ложиться на воду, расслабив тело 2. Упражнять в погружении и задержке дыхания на 2-3 сек. под водой; 3. Упражнять в правильном дыхании, 4.Воспитывать смелость. Содержание: 1. Держась вытянутыми руками за поручень, активно работать прямыми ногами (2-3 м). 2. Ходьба по бассейну, загребая воду руками (2-3 м). 3. Ходьба по бассейну на носках, высоко поднимая бедро (2-3 м). 4. Бег за плав. игрушками (2-3 м). 5. «Пузыри» (3-4 р). 6. Ходьба в «тоннель» из 3 обручей (игра «Поезд в тоннель 1 вариант) (5 р). 7. Игра «Оса» - разучивание (3-4 р). 8. Игра «Смелые ребята» (4-5 р). 9. Держась руками за поручень, лечь на воду, сделать вдох, опустить лицо в воду и сделать медленный выдох (6-8 р). 10. Подпрыгнуть, погрузиться в воду с головой, сосчитать в уме до 3, затем «вынырнуть» (4-5 р). 11. Скольжение на плавательных досках или надувных игрушках, тело расслаблено и вытянуто по воде (5 м). 12. Самостоятельные игры. Тема 12 «Ускорение» Задачи: учить детей делать полный выдох после погружения в воду; Учить выполнять упражнения в ускоренном темпе; Воспитывать выносливость. 1. 2. 3. Содержание: 1. Прыжки до противоположного бортика и обратно - спиной вперёд (2-3 р). 2. Упражнение с открытыми в воде глазами «Посмотри, что на дне» (4-5 р). 3. Бег по бассейну, загребая воду руками (2-3 м.). 4. Держась руками за поручень вытянуться на воде, вдохнуть, опустить лицо в воду – выдохнуть (5-6 р). 5. Игра «Кто быстрее к мячу» (4-5 р). 6. Игра «Поезд в туннель» 1 вариант (5 р). 7. Свободные игры и упражнения с плавательными досками. Тема 13 «Задержи дыхание» Задачи: 1. 2. 3. 4. 5. продолжать учить задерживать дыхание на 4-5 сек., двигаясь «в туннеле», Продолжать учить выполнять упражнения, двигаясь спиной вперёд; Продолжать учить выполнять упражнения на погружение, стоя в круге; Воспитывать уверенность на воде; Развивать силу мышц. Содержание: 1. Ходьба по бассейну приставными шагами в левую и правую стороны (по 1,5 м в каждую сторону). 2. Ходьба по бассейну спиной вперёд, двигая руками, как при плавании способом «Кроль» на спине (2-3 м). 3. Игра «Поезд в туннель» - 1 вариант- через 3 обруча (проходя «в туннеле» - не дышать (3-4 р). 4. Держась руками за поручень, вытянуться на воде, сделать вдох, опустить лицо в воду – выдох, одновременно работая ногами в стиле «Кроль» (2-3р). 5. Игра «Оса» (2-3 р). 6. Самостоятельные игры с игрушками и плавание доступным способом. Тема 14 «Смотри на дно» Задачи: 1. 2. 3. 4. Отрабатывать движения прямыми ногами, Продолжать учить открывать в воде глаза, рассматривать предметы на дне и доставать их; Учить свободно лежать на воде; Воспитывать смелость, настойчивость. Содержание: 1. Прыжки до противоположного борта, обратно – прыжки спиной вперёд (2-3 м). 2. Держась руками за поручень, активно работать ногами в стиле «Кроль» (2-3 м). 3. Держась руками за поручень – вдох, опустить лицо в воду – выдох (4-5 р). 4. Игра «Бегом за мячом» (4-5 р). 5. Игра «Насос» (3-4 р). 6. Свободные игры с игрушками и скольжение по воде с плавательными досками. Тема 15 «Скользим по поверхности» Задачи: 1. Учить скользить по воде, работая ногами в стиле «Кроль», 2. Закреплять навык погружения в воду с выдохом, ходить по бассейну лицом вперёд и спиной вперёд, выполняя руками гребковые движения; 3. Воспитывать смелость, настойчивость. Содержание: 1. Высокие прыжки вдоль борта, чередуя ноги, высоко поднимая колени (2-3 м). 2. Ходьба по бассейну лицом вперёд и спиной вперёд, выполняя руками гребковые движения (3-4 м). 3. «Стрела» - скольжение по воде с доской (4-5 р). 4. Скольжение по воде с доской, активно работая ногами в стиле «Кроль». 5. Упражнение «Морские звёзды» на спине с поддержкой (2-3 р). 6. Скольжение на спине «Стрела» с поддержкой (2-3 р). 7. Игра «Насос» (3-4 р). 8. Свободные игры с игрушками. Тема 16 «Прыгаем в воду» Задачи: 1. 2. 3. 4. Учить погружаться в воду с прыжка, Учить садиться на дно, держась за поручень; Тренировать детей в выполнении упражнений лицом вперёд и спиной вперёд; Развивать силу мышц, 5. Воспитывать смелость. Содержание: 1. Прыжки поперёк бассейна с подпрыгиванием вверх и погружением под воду с головой (2-3 р). 2. Ходьба лицом вперёд и спиной вперёд, загребая руками воду (3-4 м). 3. Игра» Пузыри» (5-6 р). 4. «Кто быстрее?» - бег по бассейну спиной вперёд (1-2 м). 5. Держась рукой за поручень, сесть на дно, поднимая ноги, почувствовать, как вода выталкивает тело на поверхность (3-4 р). 6. Показать детям упражнения «Поплавок, «Медуза», «Морская звезда», объяснить, что эти упражнения возможны, благодаря выталкивающей силе воды. Предложить сделать «Медузу». 7. Свободные игры и плавание доступным способом. РАЗДЕЛ 3 «Я САМ» Тема 17 «Лежим на воде» Задачи: 1. 2. 3. Учить детей с помощью игрушки ложиться на воду, Продолжать учить садиться на дно без опоры; Воспитывать смелость. Содержание: 1. Прыжки около бортика, затем прыжки с продвижением вперёд (2-3 м). 2. Держась руками за поручень, активно работать прямыми ногами в стиле «Кроль» (1-2 м). 3. Присесть и оторвать ноги от дна бассейна (4-5 р). 4. Держась за плавательную доску или игрушку, оттолкнуться двумя ногами и скользить по поверхности воды «Кто дальше?» (3-4 р). 5. Придерживаясь одной рукой за поручень, плавно лечь на воду и полежать несколько секунд (4-5 р). 6. Игра «Хоровод» (2-3 р). 7. Свободные игры с игрушками. Тема 18 «Лежим и смотрим вниз» Задачи: 1. Продолжать учить детей ложиться на воду, опуская в воду лицо, 2. Продолжать учить ложиться на спину, полностью расслабившись, так, чтобы лицо не погружалось в воду; 3. Тренировать в выполнении упражнений на дыхание. Содержание: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Прыжки на двух ногах до противоположного бортика (2-3 м). Игровое упражнение «Насос» (4-5 р). «Медуза» на груди с доской (4-5 р). «Медуза» на спине с поддержкой (2-3 р). «Пузыри»(4-5 р). Игра «Кто достанет клад?» (3-4 р). Самостоятельные игры с игрушками. Тема 19-20 «Достаем до дна» Задачи: 1. Продолжать учить детей ложиться на воду, погружаться в воду, доставая дно руками; 2. Закрепить правила поведения в бассейне: не кричать, не толкаться, не брызгать товарищу в лицо, если тот не хочет; 3. Воспитывать смелость. Содержание: 1. Ходьба по бассейну скрёстным шагом (1-2 м). 2. Ходьба по бассейну, загребая воду руками, лицом вперёд и спиной вперёд (3-4 р). 3. Игровое упражнение «Лошадки» (2-3 м). 4. «Буксир» - выполнять на воде по пояс (3-4 р). 5. «Насос» (5-6 р). 6. Держась руками за поручень, работать прямыми ногами в стиле «Кроль» (1-2 м). 7. Игра «Вратарь» - разучивание. 8. Парами, взявшись за руки, присесть в воду с головой и посмотреть друг на друга (2-3 р) 9. Лечь на воду с поддержкой 1 раз, затем попробовать без неё 3-4 раза. 10. Игра «Покажи пятки» (5-6 р) (закрепить словесно и на деле правила поведения в бассейне). 11. Игровое упражнение в парах «Поймай мяч» (1-2 м). 12. Самостоятельные игры и упражнения с игрушками и плавательными досками. Тема 21 «Как струнка» Задачи: 1. 2. 3. Продолжать учить ложиться на воду, выпрямляя тело; Упражнять в правильном вдохе-выдохе; Воспитывать дисциплинированность. Содержание 1. Ходьба по бассейну в положении полуприседа, вода до подбородка (2-3 м). 2. Быстрый бег по бассейну с помощью рук (2 м). 3. Игра «Вода кипит» (4-5 р). 4. Показ упражнений «Морская звезда», «Медуза», «Поплавок». 5. Предложить детям попробовать выполнить упражнение «Медуза» без поддержки, поощрять смелость (3-4 р). 6. Игра «Оса» (3-4 р). 7. Игра «Поезд в туннель» 2 вариант – через 1 обруч (проходя в «туннеле» опустить лицо в воду) (2 р). 8. Игры с игрушками самостоятельно. Тема 22 «Кто дальше» Задачи: 1. 2. 3. Продолжать учить ложиться на воду, Отрабатывать выдох под водой; Воспитывать организованность. Содержание: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Бег по бассейну, загребая воду руками (2-3 р). Держась за поручень руками, активно работать ногами в стиле «Кроль» (1-2 м). Держась руками за поручень и вытянувшись на воде, сделать вдох, опустить лицо в воду – выдох (4-5 р). Держась руками за плавательную доску, сильно оттолкнуться ногами и скользить по поверхности воды «Кто дальше?»(3-4 р). Стоя на расстоянии 3-4 шагов от бортика, опустить лицо в воду и тянуться к бортику до касания (4-5 р). «Медуза» - пробовать лежать на воде (4-5 р). Игра «Морской бой» - разучивание. Свободные игры, скольжение с помощью предметов и без них. Тема 23-24 «Отталкиваемся и скользим» Задачи: 1. Учить детей принимать правильное исходное положение перед тем, как лечь на воду на спину; 2. Закреплять навык лежать на поверхности воды на груди; 3. Воспитывать смелость. Содержание: 4. Прыжки у бортика «Кто выше?» (4-5 р). 5. Прыжки с погружением «Кто ниже?» (4-5 р). 6. Держась руками за поручень, активно работать ногами (1-2 м). 7. Держась одной рукой за поручень, сделать вдох, опустить лицо в воду – выдох (4-5 р). 8. Показать упражнение «Стрела». 9. Предложить детям сделать так же (1-2 р). 10. «Лошадки» (2-3 м). 11. «Медуза» на груди и на спине(3-4 р). 12. Держась одной рукой за поручень (ноги на дне бассейна), другой рукой и затылком коснуться воды; поменять руку, выполнить то же, оттолкнувшись ногами ото дна, постараться вытянуть тело по поверхности воды, полностью расслабив мышцы. 13. Игра «Вратарь» (2-3 р). 14. Игра «Морской бой» (1-2 м). 15. «Игра «Поезд в туннель» 2 вариант через 1 обруч (2-3 р). 16. Самостоятельные игры и скольжение по воде, выполнение упражнений по желанию. Тема 25 «Морская звезда» Задачи: 1. Учить лежать на воде, скользить на груди и на спине, 2. Тренировать в выдохе в воду; 3. Закреплять умение смело падать в воду, поднимая при этом ноги высоко назад; 4. Воспитывать смелость, стремление добиваться цели. Содержание: 1. Бег по бассейну, загребая воду руками (2-3 м). 2. Игра «Вода кипит» (4-5 р). 3. Прыжки с продвижением вперёд лицом до противоположного борта и обратно спиной вперёд (2-3 р). 4. «Медуза» на груди и на спине (по 2-3 р). 5. Упражнение «Стрела» (4-5 р). 6. Показать упражнение «Морская звезда», предложить детям выполнить (34 р). 7. Игра «Покажи пятки» (3-4 р). 8. Самостоятельные игры и упражнения. Тема 26 «Отдыхаем на спине» Задачи: 1. Продолжать учить выполнять скольжение на груди и спине, 2. Продолжать учить лежать на воде, расслабив тело и выпрямив руки и ноги; 3. Воспитывать решительность и желание выполнять упражнения правильно. Содержание: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Держась за поручень, активно работать прямыми ногами (1-2 м). Прыжки «Кто выше?», «Кто ниже?» - с погружением (по 4-5 р). «Медуза» на груди и спине (по 2-3 р). «Стрела» на груди (4-5 р). «Морская звезда» на груди и спине (по 3-4 р). Игра «Морской бой» (1-2 м). Игра «Покажи пятки» (2-3 р). Самостоятельные игры. Тема 27 «Скользим на спине и груди» Задачи: 1. Продолжать учить выполнять скольжение на груди и спине, 2. Продолжать учить смело погружаться в воду, открывать там глаза и доставать предметы со дна бассейна, 3. Продолжать учить делать продолжительный выдох в воду; 4. Воспитывать смелость, решительность. Содержание: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Бег по бассейну в разных направлениях, загребая воду руками (1-2 м). «Пузыри» - у кого больше? (5-6 р). «Морская звезда» на груди и спине (по 3-4 р). «Стрела» на груди и спине (по 3-4 р). Игра «Водолазы» (3-4 м). Игра «Оса» (2-3 м). Игры с игрушками, упражнения по желанию. Занятие 28 «Что мы умеем» (открытое занятие) Задачи: 1. Продолжать обучение скольжению на груди и спине, 2. Продолжать учить погружению под воду и медленному расслаблению тела на поверхности воды; 3. Воспитывать желание добиваться поставленной цели. выдоху, Содержание: 1. Игра «Байдарки» - ходьба по бассейну в быстром темпе, погрузившись в воду по плечи и работая руками, как при выполнении упражнения «Мельница» (2-3 м). 2. Игра «Вода кипит» (5-6 р). 3. «Медуза», «Морская звезда» на груди и спине (по 2-3 р). 4. Игра «Охотник и утки» (2-3 м). 5. «Стрела» на груди и спине (по 3-4 р). 6. Индивидуальные тренировочные упражнения, свободные игры и упражнения с игрушками. 3.2. 2-й годобучения РАЗДЕЛ 1 «БЕЗ ДОСКИ» Тема 1 «Работаем ногами» Задачи: 1. Продолжать учить детей работать прямыми ногами, как при плавании способом «Кроль», 2. Продолжать учить ложиться на спину на поверхность воды, расслабив тело; 3. Продолжать обучать прыжкам с погружением в воду; 4. Воспитывать смелость. Содержание: 1. Бег вдоль борта в быстром темпе, загребая воду руками (2 круга). 2. Держась прямыми руками за поручень, работать прямыми ногами, как при плавании способом «Кроль» (1 м). 3. «Водолазы» с выдохом в воду (3-4 р). 4. «Кто выше?» (4-5 р). 5. Ходьба приставным шагом вдоль борта (30 с). 6. Держась одной рукой за поручень, лечь на спину, полностью расслабить тело и попробовать оторвать руку от поручня (3-4 р). 7. Игра «Караси и карпы» (2-3 р). 8. Свободные игры и скольжение с помощью предметов и без них. Тема 2 «Достань со дна» Задачи: 1. Продолжать учить детей ходить, бегать по бассейну, загребая руками воду: вперёд лицом, вперёд спиной; 2. Закреплять умение погружаться под воду и доставать руками дно; 3. Тренировать в правильном вдохе и выдохе в воду; 4. Воспитывать смелость, целеустремлённость. Содержание: 1. «Кто быстрее?» - ходьба по бассейну, загребая руками воду, лицом вперёд и спиной вперёд (3-4 м). 2. Игра «Насос» (6-7 р). 3. Бег по бассейну, загребая руками воду, лицом вперёд и спиной вперёд (3 м). 4. «Достань жемчуг» - достать со дна шайбу, беря её рукой (4-5 р). 5. Выпрыгивание из воды с последующим погружением с головой (5-6 р). 6. Игра «Вода кипит» (4-5 р). 7. Свободные игры и скольжение. Тема 3 «Стрела» Задачи: 1. Учить детей скользить по воде на груди, держа в руках плавательную доску и без неё, 2. Учить ходить вперёд в полунаклоне, работая руками в стиле «Кроль», 3. Учить смело открывать в воде глаза; 4. Отрабатывать движения прямыми ногами в стиле» Кроль»; 5. Продолжить подготовку к выполнению упражнения «Стрела» без предмета; 6. Воспитывать смелость. Содержание: 1. Ходьба поперёк бассейна в полуприседе с работой рук, как при плавании способом «Кроль», затем та же ходьба вдоль борта друг за другом (3 м). 2. С доской или игрушкой скользить поперёк бассейна, пытаясь при скольжении опустить лицо в воду (34 р). 3. Игровое упражнение «Посмотри на друга» - держась за руки парами, присесть в воду и посмотреть друг на друга (5-6 р). 4. Стоя спиной к борту и держась руками за поручень, лечь на воду и работать прямыми ногами в стиле «кроль» на спине (1-2 м). 5. Стоя на расстоянии 3-5 шагов от борта, оттолкнуться ногами и скользнуть к борту по поверхности воды, вытянув вперёд руки, без поддержки (3-4 р). 6. Игра «Водолазы» (3-4 м). 7. Свободные игры и плавание доступным способом с предметами и без них. Тема 4 «Поплавок» Задачи: 1. Обучать детей погружаться в воду, обхватывать руками колени и всплывать; 2. Продолжать обучение ходьбе с вытянутыми над головой руками и погружённым в воду лицом; 3. Воспитывать решительность. Содержание: 1. Прыжки вдоль борта приставными шагами (1-2 м). 2. Ходьба по бассейну с вытянутыми над головой руками и погружённым в воду лицом (2-3 м). 3. «Кто быстрее?» - бег по бассейну, загребая руками воду (2-3 м). 4. Игровое упражнение «Поплавок» (2-3 р). 5. Держась руками за поручень, работать прямыми ногами в стиле «Кроль» на груди и на спине (по 1 м. 2 раза). 6. Игра «Буксир» (3-4 р). 7. Держась руками за поручень, сделать глубокий вдох, опустить лицо в воду – полный выдох (6-7 р). 8. Свободные игры и упражнения. Тема 5 «Медузы» Задачи: 1. Продолжать обучать скольжению на груди без предмета; 2. Обучать ложиться на воду, раскинув руки и ноги, расслабив тело – на груди и на спине; 3. Тренировать в выполнении упражнения «Поплавок»; 4. Воспитывать смелость. Содержание: 1. Ходьба по бассейну с работой рук в стиле «Кроль» (2-3 м). 2. «Насос» (по 5-6 погружений). 3. Игра «Медузы» (2 м). 4. «Стрела» (5 р). 5. Игра «Поезд в туннель» 2 вариант – скольжение «стрелой» на груди в обруч, поставленный вертикально (5-6 р). 6. Игра «Покажи пятки» (1-2 м). 7. Свободные игры и упражнения. Тема 6 «Скользим как стрелы» Задачи: 1. Учить детей лежать на воде лицом вниз, лицом вверх; 2. Закреплять умение скользить по поверхности воды 2-3 метра без помощи доски, согласовывая свои действия с действиями товарищей; 3. Воспитывать смелость, дисциплинированность. Содержание: 1. «Зайки на лужайке» - прыжки до противоположного борта на двух ногах, руки над головой (изображаем ушки зайца) (2-3 р). 2. Игра «Покажи пятки» (6-7 р). 3. «Медуза» на груди и на спине (по 3-4 р). 4. «Насос» (по 5-6 погружений). 5. «Стрела» (3-4 р). 6. Игра «Плавучие стрелы» - дети, построившись в шеренгу у борта, скользят к противоположному, начиная скольжение по сигналу (5 р). 7. Свободные игры и упражнения. Тема 7 «Дельфины» Задачи: 1. 2. Учить детей погружаться в воду головой вниз с продвижением вперёд; Закреплять умение лежать на воде и скользить без помощи доски; 3. Вызывать желание научиться плавать. Содержание: 1. Ходьба по бассейну, наклонившись вперёд и работая руками в стиле «Кроль» (2 м). 2. Игровое упражнение «Дельфины» - погружение под воду головой вниз, продвигаясь вперёд после отталкивания ногами, одновременно делая выдох (5-7 р). 3. Игра «Медузы» (2 м). 4. Игра «Плавучие стрелы» (5-6 р). 5. Игра «Вратарь» (2-3 м). 6. Игра «Покажи пятки» (3-4 р). 7. Свободные игры и упражнения. Тема 8 «Прыжок в воду» Задачи: 1. Учить прыгать в воду с небольшой высоты; 2. Закреплять умение скользить на груди без помощи предметов, вытянув руки над головой и вытянув руки вдоль туловища; 3. Продолжить обучать правильно работать ногами в стиле «Кроль»; 4. Упражнять в выполнении выдоха в воду; 5. Воспитывать смелость, организованность. Содержание: 1. Вход в воду прыжком. 2. Прыжки вдоль борта с продвижением вперёд приставными шагами (23 м). 3. «Торпеда» на месте – держась прямыми руками за поручень, вытянуться на поверхности воды, опустить лицо в воду и работать прямыми ногами, как при плавании способом «Кроль» (4-5 р). 4. «Стрела» - а) вытянув руки над головой, б) вытянув руки вдоль туловища (по 5 р). 5. «Насос» (усложнение – приседаем так, чтобы голова полностью скрылась под водой, и делаем при этом выдох в воду) (по 5 погружений). 6. Игра «Караси и щука» (роль щуки выполняет педагог) (3-4 м). 7. Свободные игры с игрушками. Тема 9 «Нырок» Задачи: 1. Учить нырять с продвижением вперёд под водой; 2. Учить прыгать в воду с высоты; 3. Продолжить обучение скольжению на груди и на спине с вытянутыми и прижатыми к туловищу руками; 4. Воспитывать смелость, решительность. Содержание: 1. 2. Вход в воду прыжком. Бег по бассейну, загребая руками воду (2 м). 3. Держась руками за поручень, вытянуться на воде на груди, сделать вдох, опустить лицо в воду – выдох, повернуть лицо в сторону, так, чтобы рот оказался над водой - вдохнуть, лицо в воду – выдох и т.д. (8 р). 4. Игра «Весёлые дельфины» - то же что и игровое упражнение, только действовать по сигналу и, вынырнув, выполнять задание педагога (например, отбить мяч, или нырнуть парой, взявшись за руки). 5. «Стрелы» - руки прижаты к туловищу (6-7 р). 6. «Стрелы» на спине с помощью пл. доски или игрушки (2-3 м). 7. «Торпеда» - выполнять упражнение, держась за плавательную доску: а) на груди, б) на спине (по 2 м). 8. «Поплавок» (3-4 р) 9. Свободные игры и упражнения. Тема 10 «Как пингвины» Задачи: 1. Учить скользить на груди и на спине с прижатыми к туловищу руками; 2. Закреплять умение погружаться под воду с задержкой дыхания и всплывать, умение работать ногами в стиле «Кроль» на груди и спине; 3. Воспитывать упорство, настойчивость при выполнении упражнений. Содержание: 1. Скольжение на груди, затем на спине, руки прижаты к туловищу (по 45 р). 2. Скольжение на спине с игрушкой или доской в вытянутых над головой руках (3-4 р). 3. «Торпеда» на месте с выдохом в воду (1 м). 4. «Торпеда» на месте на спине (1 м). 5. «Насос» (по 6-7 погружений с выдохом). 6. «Поплавок» (3 р). 7. Игра «Караси и щука» (усложнение: караси от щуки не убегают, а уплывают «стрелой») 3-4 м. 8. Свободные игры и упражнения. РАЗДЕЛ 3 «СОГЛАСОВАНИЕ» Тема 11 «Руки и ноги» Задачи: 1. Обучать детей скольжению на спине; 2. Продолжать обучение согласованной работе рук и дыханию в стиле «Кроль»; 3. Воспитывать настойчивость. Содержание: 1. Ходьба по бассейну с работой рук в стиле «Кроль» (1 м). 2. Держась за игрушку или доску, свободно лечь на спину на поверхность воды (3-4 р). 3. Из положения лёжа на спине, придерживаясь руками за плавающий предмет, попробовать работать ногами в стиле «Кроль» (3-4 м). 4. «Стрела» на груди и спине (по 5-6 р). 5. 6. 7. 8. Ходьба оп бассейну спиной вперёд с работой руками в стиле «Кроль» (2 м). «Насос» (по 5-6 погружений с выдохом в воду). Игра в кругу «Охотники и утки» (3-4 м). Свободные игры и упражнения с игрушками. Тема 12 «Водолазы» Задачи: 1. Продолжать обучение скольжению на груди и спине; 2. Закреплять умение работать ногами в стиле «Кроль» на груди и спине; 3. Воспитывать смелость, настойчивость. Содержание: 1. Бег по бассейну с работой рук лицом вперёд и спиной вперёд (3-4 м). 2. «Торпеда» на месте с выдохом в воду (6-7 раз). 3. «Стрела» на груди (6-7 р). 4. «Стрела» на спине (6-7 р). 5. Держась руками за поручень, работать ногами в стиле «Кроль» без погружения лица в воду на груди и на спине (по 2 м). 6. Игра «Водолазы» (3-4 м). 7. Игра «Пятнашки с поплавком» (2-3 м). 8. Свободные игры и упражнения. Тема 13 «Меняем руки» Задачи: 1. 2. 3. 4. Совершенствовать умение скользить по воде с различным положением рук; Обучать скользить с вращением туловища; Закреплять умение делать выдох в воду; Воспитывать смелость, решительность. Содержание: 1. «Стрела»: а) вытянув руки над головой, б) прижав руки к туловищу, в) вытянув одну руку над головой, другую прижав к туловищу (по 3 раза каждым способом). 2. Бег по бассейну, работая руками в стиле «Кроль» (2-3 м). 3. «Торпеда» на месте с выдохом в воду (2-3 м). 4. Скольжение на груди с доской или без неё, работая ногами (2-3 м). 5. Игровое упражнение «Винт» (без обруча) (5 раз). 6. Игра «Морской бой» (3-4 м). 7. Свободные игры и упражнения. Тема 14 «Под воду с головой» Задачи: 1. Продолжать обучение скольжению на груди и на спине, ходьбе в полунаклоне с работой рук в стиле «Кроль»; 2. Совершенствовать навык погружения в воду с головой с выдохом; 3. Воспитывать настойчивость. Содержание: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Ходьба по бассейну, выполняя гребковые движения руками (2-3 м). «Медуза» на груди и спине (по 3-4 р). Прыжок вверх – вдох, погружение под воду – выдох (7-8 р). «Стрела» на груди (6 раз) «Стрела» на спине с поддержкой (по необходимости) (6 раз). Игра «Передай предмет под водой» (2-3 р). Игра «Покажи пятки» (1-2 м). Свободные игры на воде. Тема 15-16 «Винт» Задачи: 1. Продолжать обучение скольжению по поверхности воды с вращением туловища; 2. Совершенствовать умение лежать на воде на груди, на спине; 3. Воспитывать выносливость. Содержание: 1. Прыжок с бортика в воду 2. Ходьба по бассейну в полунаклоне, опустив лицо в воду, выполняя гребковые движения руками (2-3 м). 3. «Торпеда» на груди (4-5 р). 4. Упражнение «Винт» (6-7 р). 5. «Медуза» на груди и на спине (по 5 раз). 6. Упражнение на дыхание: подпрыгнуть – вдох, погрузиться в воду с головой – выдох (6-7 р). 7. «Стрела» на груди, на спине (по 5 раз). 8. «Кто вперёд?» - бег по бассейну лицом вперёд и спиной вперёд (2 м). 9. Игра «Передай мяч под водой» (2 р). 10. Игра «Вода кипит» (4-5 р). 11. Игра «Буксир» (2-3 р). 12. Игра «Водолазы» (4-5 м). 13. Свободные игры и упражнения. РАЗДЕЛ 4 «ОТЛИЧНЫЙ ПЛОВЕЦ» Тема 17 «Ныряем и плывем» Задачи: 1. Обучать детей прыжкам под воду с погружением и продвижением вперёд, 2. Закреплять умение скользить на груди и спине, держась за доску и без неё. Содержание: 1. Прыжки на двух ногах до противоположного борта лицом вперёд и спиной вперёд (по 2 р). 2. Игра «Весёлые дельфины» - ныряние под воду с продвижением вперёд (3-4 р). 3. «Медуза» на груди и на спине (по 2-3 р). 4. «Торпеда» на груди (3-4 р). 5. Игра «Вода кипит» _4-5 р). 6. Игра «Винт» - проплывание «стрелой» с поворотом туловища через вертикально стоящие обручи (4-5 р). 7. Игры с игрушками, свободное скольжение, плавание доступным способом. Тема 18 «Легко плывем» Задачи: 1. Обучать детей прыжкам с погружением под воду и продвижением вперёд; 2. Закреплять умение скользить на груди и на спине без предметов, работая ногами в стиле «Кроль»; 3. Совершенствовать умение делать выдох в воду; 4. Воспитывать смелость, решительность. Содержание: 1. Прыжки вдоль борта бассейна друг за другом приставными шагами (1-2 м). 2. «Пузыри» - упражнение на дыхание с усложнением: присев под воду, сосчитать про себя до 5, только затем сделать выдох (4-5 р). 3. «Стрела» на груди (4-5 р). 4. «Стрела» на спине (4-5 р). 5. Игра «Весёлые дельфины» (3-4 м). 6. Игра «Морской бой» 2 вариант: по сигналу педагога дети плывут «торпедой» навстречу друг другу, встретившись руками под водой, вместе шумно, с брызгами выныривают – торпеды взорвались (3-4 р). 7. Игры с игрушками, упражнения по желанию. 8. Тема 19 «Дышим в сторону» Задачи: 1. Совершенствовать умение скользить на груди и спине, работая ногами; 2. Закреплять умение работать руками и дышать, как при плавании способом «Кроль» на груди; 3. Воспитывать настойчивость. Содержание: 1. Ходьба по бассейну в полунаклоне, работая руками в стиле «Кроль» (2-3 м). 2. «Торпеда» на месте с выдохом в воду и вдохом, повернув лицо в сторону так, чтобы рот оказался над поверхностью воды (2-3 м). 3. Игра «Покажи пятки» (3-4 р). 4. «Стрела» на груди и на спине (по 3-4 р). 5. «Торпеда» на груди (3-4 р). 6. Упражнение «Винт» (6-7 р). 7. Игра «Дружные ребята» (2-3 р). 8. Самостоятельные игры и упражнения. Тема 20 «Скользим с поворотом» Задачи: 1. Закреплять умение работать руками и ногами, как при плавании способом «Кроль»; 2. Совершенствовать умение скользить по воде с поворотом туловища; 3. Воспитывать смелость. Содержание: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Вход в воду прыжком с борта. «Торпеда» на месте на груди и на спине (2-3 м). Игра «Достань клад» (3-4 р). «Торпеда» на груди и на спине (по 2-3 р). «Винт» (6-7 р). Игра «Рыба и сеть» (2-3 р). Свободные игры и упражнения. Тема 21 «Хоровод под водой» Задачи: 1. Совершенствовать умение скользить по поверхности воды, закреплять навык погружения в воду с задержкой дыхания; 2. Воспитывать решительность, упорство в достижении цели. Содержание: 1. Ходьба по бассейну (вода до плеч), работая руками в стиле «кроль» лицом вперёд и спиной вперёд (3-4 м). 2. «Стрела» на груди и на спине (по 3-4 р). 3. «Торпеда» на груди и на спине (по 5-6 р). 4. Игра «Хоровод» (усложнение: погрузившись в воду, сосчитать до 5, затем вынырнуть) (4-5 р). 5. Игра «Водолазы» (3-4 м). 6. Свободные упражнения и игры с игрушками. Тема 22 «Кто дальше» Задачи: 1. Закреплять навык скольжения по поверхности воды; 2. Совершенствовать умение работать ногами, как при плавании способом «Кроль» на груди и на спине, 3. Воспитывать смелость. Содержание: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Бег по бассейну, загребая воду руками, лицом вперёд и спиной вперёд (3-4 м). «Торпеда» на месте на груди и на спине (по 6 р). «Медуза» на груди и на спине (по 3 р). «Насос» (по 6-8 погружений). Игра «Чья торпеда лучше» - скользить вдоль бассейна – кто дальше) (2-3 р). Игра «Весёлые дельфины» (3-4 м). Свободные упражнения и игры с надувными игрушками. Тема 23 «Кто быстрее» Задачи: 1. Закреплять навык скольжения по поверхности воды на скорость; 2. Совершенствовать умение скользить, работая ногами, как при плавании способом «Кроль» на груди и на спине; 3. Воспитывать смелость и настойчивость. Содержание: 1. Передвижение поперёк бассейна произвольными прыжками «Кто вперёд?» (2-3 м). 2. Игра «Покажи пятки» (5-6 р). 3. «Стрела» на груди и на спине (по 6-8 р). 4. Игра «Плавучие стрелы» - дети скользят по воде, начиная движение по сигналу педагога в за данном направлении (2-3 м). 5. «Торпеда» - прижав руки к туловищу, активно работать ногами (3-4 м). 6. Игра «Дружные ребята» (2-3 р). 7. Свободные упражнения и игры с игрушками по желанию. Тема 24 «Я плыву» Задачи: 1. Совершенствовать навык скольжения по воде; 2. Закреплять умение работать руками и дышать, как при плавании способом «Кроль» на груди; 3. Воспитывать решительность. Содержание: 1. «Лошадки» в парах на скорость (1-2 м). 2. «Торпеда на груди и на спине (по 6-7 р). 3. «Морская звезда» на груди и на спине (по 4-5 р). 4. Игра «Водолазы» (4-5 м). 5. «Торпеда» на месте, дыша, как при плавании сп. «Кроль» на груди (2-3 м). 6. Погрузившись в воду по плечи, ходить по бассейну и выполнять гребковые движения, как при плавании сп. «Кроль» (2-3 м) 7. Игра «Я плыву» - пытаться плыть способом «Кроль» в упрощённом варианте – без согласования работы рук и ног (4-5 м). 8. Свободные игры с игрушками и плавание доступным способом. Тема 25 «Быстрее, выше, сильнее» Задачи: 1. Продолжать совершенствовать навык скольжения по воде; 2. Закреплять навык погружения в воду с задержкой дыхания; 3. Воспитывать смелость. Содержание: 1. Прыжки около бортика «Кто выше?» (1 м). 2. Прыжки с погружением «Кто ниже?» (при погружении делать выдох) (1 м). 3. «Нырни в обруч» - закрепление навыка ныряния в воду и выныривания в определённом месте (по 4-5 р). 4. Упражнение «Чья стрела лучше?» - скольжение на груди и на спине –оценку выполнения упражнения дают сами дети (по 2 попытки). 5. «Торпеда» на груди и на спине с различным положением рук (по 2 р в каждом положении). 6. Игра «Оса» (2-3 м). 7. Свободное плавание и игры. Тема 26 -27 «Повторенье – мать ученья» Задачи: 1. Совершенствовать навык скольжения по воде; 2. Учить выполнять гребковые движения руками в горизонтальном положении тела на воде; 3. Закреплять навык погружения в воду с задержкой дыхания и медленным выдохом в воду; 4. Воспитывать смелость, решительность. Содержание: 1. Прыжки около бортика с погружением и выдохом в воду (1-2 м), с погружением с головой. 2. Ходьба по бассейну в полунаклоне, опустив лицо в воду и выполняя гребковые движения руками в медленном темпе (2-3 м). 3. «Стрела» на груди и на спине (по 4-5 р). 4. «Чья стрела лучше?» на груди и на спине (по 5-6 раз, оценивает педагог). 5. «Торпеда» на груди и на спине с различным положением рук (8-9 р). 6. Скользить по воде, вытянув одну руку над головой, другую прижав к туловищу (4-5 р). 7. Скользить на груди по воде, медленно выполняя движения руками в стиле «Кроль» (3-4 м). 8. Игра «Водолазы» (3-4 м). 9. Игра «Я плыву» - произвольный стиль (3-4 м). 10. Игры с игрушками, произвольное плавание. Тема 28 «Смотри, как я могу» (открытое занятие) Задачи: 1. Закреплять навыки скольжения по воде на груди и спине, погружения в воду с выдохом и открытыми глазами; 2. Продолжать учить работать руками в стиле «Кроль»; 3. Воспитывать настойчивость; вызывать желание научиться плавать. Содержание: 1. Бег по бассейну, загребая воду на скорость (2 м). 2. Игра «Передай мяч под водой» (3 р). 3. «Торпеда» на груди и спине с различным положением рук (6-8 р). 4. При выполнении упражнения «Стрела» медленно выполнять гребковые движения в стиле «Кроль» (3-4 р). 5. Игра с погружением по желанию детей (4-5 м). 6. Свободные игры с игрушками, плавание в произвольном стиле. 4. Методическое обеспечение программы 4.1. Оценочные материалы к программе Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей. В процессе мониторинга исследуются уровень подготовленности детей по плаванию путем наблюдений за ребенком, критериально-ориентированного тестирования. Мониторинг проводится 1 раза в год. Возможна периодичность мониторинга, которая обеспечивает полную оценку динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводит к переутомлению воспитанников и не нарушает ход образовательного процесса. Получаемая в ходе мониторинга информация, является основанием для прогнозирования деятельности, осуществления необходимой коррекции, инструментом оповещения родителей о состоянии и проблемах, выявленных у ребенка. Уровень развития основных навыков плавания оценивается с помощью тестирования плавательных умений и навыков детей в каждой возрастной группе. В качестве критериев оценки выбран ряд контрольных упражнений из программного материала. Уровень формирования и развития определяется по трем критериям: высокий, средний, низкий. Для проведения контрольных упражнений необходим секундомер, вспомогательные средства обучения, протокол обследования навыков плавания в разных возрастных группах. Поливание на себя Собирание игрушек за 30 сек. Лежание на воде с помощью вспомогательн ых предметов Скольжение на груди с доской (поперёк) Выдох в воду Погружение в воду с головой, задержка дыхания Свободное передвижение с различным положением рук имя Фамилия ребёнка Скольжение на спине с доской Плавание на груди с работой ног с предметом Скольжение на груди без доски (2 - 4м) «Звезда», «Поплавок» в комбинации Выдох в воду Погружение в воду с задержкой дыхания (5-10 с) Количество посещённых занятий 2-й год обучения Фамилия имя ребёнка № № 4.1.2. Количество посещённых занятий 1-й год обучения 4.1.1. 4.2. Условия реализации программы -Бассейн детского сада «Золотой петушок» - Плавательные доски; - Тонущие игрушки; - Плавающие игрушки; - Мячи; - Гимнастические палки; - Очки для плавания; - Разделительные дорожки. 4.3 Дидактическое обеспечение программы -Наглядные пособия; -конспекты организованной образовательной деятельности. 5. Список используемой литературы 1. Осокина Т.И. «Обучение плаванию в детском саду » -М., 1991 г. 2. Рыбак М. «Раз, два, три плыви».- М., 2010 г. 3. Пищикова Н. Г. «Обучение плаванию детей дошкольного возраста»-М., 2008 г. 4. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Богина Т.Л. Обучение плаванию в детском саду: Книга для воспитателей детского сада и родителей/Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева, Т.Л. Богина. - М.: Просвещение, 1991.-158 с. 5. Н. Ж. Булгакова Плавание пособие для инструкторов общественников М.Физкультура и спорт 1984 6. В.С. Васильев Обучение маленьких детей плаванию. Физкультура и спорт 1961 7. 8. 9. 10. 11. Б.Б.Егоров, О.Б.Ведерникова, А.В.Яковлева, Т.Д.Зайцева, Г.И.Панова, Ю.Е. Пересадина Оздоровительный комплекс в детском саду: бассейн, фитобар, сауна М. Гном. 2004 Т, А.Воробьева, О.И. Крупенчук Мяч и речь. СПб Дельта 2001 И.Д.Ловейко, М.И.Фонарев Лечебная физическая культура при заболеваниях позвоночника у детей Ленинград Медицина 1988 Г.Левин Плавайте с малышами Минск Полымя 1981 А.И.Сорокина, Е.Г.Батурина Игры с правилами в детском саду М.1970 ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП Сертификат Владелец Действителен 603332450510203670830559428146817986133868575812 Замиралова Наталья Юрьевна С 16 03.2021 по 16.03.2022