Дополнительная образовательная программа физического развития детей Капитошка _

«Капитошка»
Дополнительная образовательная программа по плаванию для детей
дошкольного возраста.
ПАСПОРТ
ПРОГРАММЫ
Название программы
Направленность программы
Авторы программы

Возраст детей, участвующих в
реализации программы
Сроки реализации программы
Место реализации программы
Цель программы

Задачи

Дополнительная образовательная
программа «Капитошка»
Физкультурно-оздоровительная

Замостьянов Е.О. – инструктор по
физ.культуре
Волынская Т.И. - инструктор по физ.культуре
Улитина Д.А.- инструктор по физ.культуре

5-7 лет
2 года
Бассейн МБДОУ «д/с «Детский сад №6
«Золотой петушок»
Создание
благоприятных
условий
для
оздоровления, закаливания, и обеспечения
всестороннего
развития
психических
и
физических качеств в соответствии с
возрастными
и
индивидуальными
особенностями дошкольников средствами
оздоровительного плавания.

Образовательные:
 формировать представление о
здоровом образе жизни, о спорте, о
плавании.
 ознакомить с основными способами
плавания
 накапливать и обогащать двигательный
опыт детей в воде (бег, бег с
изменением направления и скорости,
бег спиной вперед, бег приставными
шагами, и т.д.)
 содействовать в развитии физических
качеств (ловкость, быстрота,
выносливость, сила, гибкость)
 ознакомить с основными командами и
понятиями в плавании на английском
языке.
Воспитательные:
 способствовать воспитанию
активности, сознательности, моральноволевых качеств, уверенности в своих
силах, уважительного отношения к
себе и окружающим.
 сформировать интерес и желание вести
здоровый образ жизни.
 Воспитывать умения владеть своим
телом в непривычной среде;






Ожидаемые результаты











Нормативно-правовая база
разработки программы










Сформировать потребность в
дальнейших занятиях плаванием,
стойких гигиенических навыков.
Оздоровительные:
формировать правильную осанку
Укреплять мышечный корсет
позвоночника, мышцы тазового пояса,
конечностей.
Укрепление здоровья детей, снижение
заболеваемости;
Укрепление мышечного корсета ребенка
и формирование правильной осанки
Расширение адаптивных возможностей
детского организма;
Повышение показателей физического
развития детей;
Расширение спектра двигательных
умений и навыков в воде;
Знание и понимание основных команд и
понятий в плавании на английском
языке.
Развитие активности, сознательности,
морально-волевых качеств, уверенности
в своих силах, уважительного
отношения к себе и окружающим
Формирование нравственно-волевых
качеств.
Конституция РФ, ст.43, 72.
Конвенция о правах ребёнка (1989 г.).
Федеральный закон «Об образовании в
РФ».
СанПиН 2.4.1.3049 – 13
Устав ДОУ
Федеральный
закон
Российской
Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273Ф
Федеральный закона “Об образовании в
Российской Федерации” ст. 48, ч.1, п.1
ФГОС дошкольного образования (приказ
от 17.10.13 г, действует с 01.01.2014 г)

1. Пояснительная записка
1.1. Направленность дополнительной образовательной
программы
Дополнительная образовательная программа по плаванию «Дельфиненок» для
детей 5-7 лет разработана в соответствии с в соответствии с введением в действие
ФГОС ДО.
Реализуемая программа строится на принципе личностно-развивающего
гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.
Данная программа
документами:









разработана

в

соответствии

со

следующими

и

нормативными

Конституция РФ, ст.43, 72.
Конвенция о правах ребёнка (1989 г.).
Федеральный закон «Об образовании в РФ».
СанПиН 2.4.1.3049 – 13
Устав ДОУ
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф
Федеральный закона “Об образовании в Российской Федерации” ст. 48, ч.1, п.1
ФГОС дошкольного образования (приказ от 17.10.13 г, действует с 01.01.2014 г)

В программе выделена закономерность поэтапного формирования соответствующих
навыков плавания на основе использования системы упражнений и игр. Оздоровительные,
воспитательные и образовательные задачи физического воспитания решаются на основе
приобретения нового опыта - освоения водной среды обитания, которая предъявляет
особые требования к двигательным способностям ребенка. Предусматриваются основные
требования к организации проведения плавания, обеспечению мер безопасности и
выполнению необходимых санитарно-гигиенических правил.
Имеет физкультурно-оздоровительную направленность. Основное содержание программы
составляют физические упражнения и игры, освоение которых помогают детям освоить
элементы плавания способами кроль на груди, кроль на спине. Программа ориентирует на
поддержание положительного эмоционального отношения детей к занятиям на всех этапах
обучения, - стремлению к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли им
удовольствие и радость, побуждали их к самостоятельности, стремлению научиться
плавать. Детей учат осознавать ценность здорового образа жизни, бережно относиться к
своему здоровью, знакомят с элементарными правилами безопасного поведения на воде.

1.2. Цель и задачи реализации программы
Цель и задачи деятельности ДОУ по реализации программы по плаванию определяются на
основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей
родителей, социума, в котором находится дошкольное образовательное учреждение.
Цель: Создание благоприятных условий для оздоровления, закаливания, и обеспечения
всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными
и индивидуальными особенностями дошкольников средствами оздоровительного
плавания.

Задачи:
Образовательные:






формировать представление о здоровом образе жизни, о спорте, о плавании.
ознакомить с основными способами плавания
накапливать и обогащать двигательный опыт детей в воде (бег, бег с изменением
направления и скорости, бег спиной вперед, бег приставными шагами, и т.д.)
содействовать в развитии физических качеств (ловкость, быстрота, выносливость,
сила, гибкость)
ознакомить с основными командами и понятиями в плавании на английском языке

Воспитательные:





способствовать воспитанию активности, сознательности, морально-волевых
качеств, уверенности в своих силах, уважительного отношения к себе и
окружающим.
сформировать интерес и желание вести здоровый образ жизни.
воспитывать умения владеть своим телом в непривычной среде;
сформировать потребность в дальнейших занятиях плаванием, стойких
гигиенических навыков.

Оздоровительные:



формировать правильную осанку
укреплять мышечный корсет позвоночника, мышцы тазового пояса, конечностей.

1.3. Принципы и подходы к формированию программы.

Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий,
направленных на укрепление здоровья детей, научно обоснованными методиками.

Принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на
получение гарантий положительного результата от занятий физической культурой
независимо от уровня физического развития.

Принцип педагогической компетенции – аккумулирует принципы
коммуникации, открытости, развития.

Принцип комплексности – позволяет осуществлять работу с учетом
взаимодействия всех факторов – здоровья, сложности задания, времени проведения
совместной деятельности

Принцип педагогической интеграции – позволяет одновременно
использовать различные виды деятельности – двигательную, коммуникативную,
познавательную, игровую – в целостном развитии личности ребенка средствами
физической культуры.

1.4. Формы организации и методы обучения
1.4.1. Формы организации обучения

В процессе занятий используются различные формы организации детей:




групповые;
командные;
индивидуальные.

Рекомендуются такие формы занятий:








занятия тренировочного типа;
сюжетно - игровое;
игровые;
контрольно-проверочное;
в форме бесед (об истории плавания, безопасность на воде);
занятия с участием родителей;
спортивные досуги, развлечения.

1.4.2. Методы обучения


Словесные: объяснения, в форме образных выражений и сравнений,
рассказ, беседы, команды, распоряжения и указания.

Наглядные: показ изучаемого движения в целостном виде, с
разделением на части; анализ его с помощью наглядных пособий,
видеосюжетов, жестов.

Практические: предусматривают многократное повторение движений
сначала по элементам, а затем полностью; обучение в облегченных или
усложненных условиях, изучение движений в игровой и соревновательной
деятельности, выполнение контрастных движений.

1.6. Возрастные особенности детей
Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста
необходима для правильной организации образовательного процесса, как в условиях семьи,
так и в условиях дошкольного образовательного учреждения.
1.6.1. Особенности физического развития детей пятого года жизни

Пятый год жизни ребёнка характеризуется дисбалансом в развитии дыхательного аппарата:
при относительной мощности лёгких пока ещё узок просвет верхних воздухоносных путей
(полости носа, гортани) и слабы дыхательные мышцы. Вместе с тем размах грудной клетки
при вдохе и выдохе значительно шире, вследствие чего жизненная ёмкость лёгких у
пятилетнего ребёнка значительно больше, чем у 3 – 4 летнего. Дыхательные пути
сравнительно узки, что вызывает преобладание брюшного типа дыхания, при котором
главной дыхательной мышцей является диафрагма. С четырёх лет у детей уже довольно
хорошо развиты миндалины, и они легко гипертрофируются. В этом возрасте обычно
учащаются ангины, и в миндалинах нередко формируется очаг хронической инфекции.
Малыши страдают аденоидами, и дыхание их через нос затруднено.

Интенсивно развивается кровеносная система. Сердечно – сосудистая система, при условии
соблюдения адекватности нагрузок, сравнительно лучше приспособлена к потребностям
растущего организма, чем дыхательная.
В течение пятого года жизни происходит значительный сдвиг в развитии мускулатуры, в
том числе - нервно-психической регуляции и её функциях, возрастают сила и
работоспособность мышц. Мелкие мышцы (пальцев, кистей, стоп) ещё недостаточно
развиты в сравнении с крупной мускулатурой, из-за чего детям даются движения всей
рукой, а не её мелкими мышечными группами. Кроме того, сила мышц-сгибателей больше
силы мышц - разгибателей, что определяет особенности поз ребёнка – голова слегка
наклонена вперёд, живот выпячен, ноги согнуты в коленных суставах.
Быстро вырабатываются условные рефлексы, но закрепляются не сразу, поэтому навыки
ребенка, вначале непрочны и легко разрушаются. Процессы возбуждения и торможения в
коре головного мозга легко распространяются, поэтому внимание детей неустойчиво,
ответные реакции носят эмоциональный характер и дети быстро утомляются.
Дошкольникам свойственна большая отвлекаемость внимания, им обычно трудно
сконцентрироваться на решении какой-нибудь задачи.
Тем не менее, на пятом году жизни движения ребёнка становятся более уверенными и
координированными. Внимание приобретает всё более устойчивый характер,
совершенствуется зрительное, слуховое и осязательное восприятие, развивается
целенаправленное запоминание. Дети уже способны различать разные виды движения,
выделять их элементы. У них появляется интерес к результатам движения, потребность
выполнять его в соответствии с образом. Всё это позволяет педагогу приступить к
обучению техники основных движений, отработке их качества.
1.6.3. Особенности физического развития детей шестого года жизни

Шестой год жизни ребёнка характеризуется замедлением скорости роста тела.
Тело растёт неравномерно – длина ног и верхней части тела растёт медленно, а скорость
роста длины рук и диаметра тела увеличивается. Развитие опорно-двигательной системы
ребёнка ещё незавершенно (скелет, суставно-связочный аппарат, мускулатура).
Позвоночный столб ребёнка шестого года жизни чувствителен к деформирующим
воздействиям. Скелетная мускулатура характеризуется слабым развитием сухожилий,
связок. При излишней массе тела, а также при неблагоприятных условиях, например при
частом поднятии ребёнком тяжестей, нарушается осанка. У ребёнка преобладает тонус
мышц – разгибателей, что не даёт возможности при длинном статическом положении долго
удерживать спину прямой. Сердечно – сосудистая система ещё не достигает полного
развития. Общее физическое развитие и динамика функциональной зрелости системы
дыхания идёт неравномерно. У детей возрастает осознанность освоения более сложных
основных движений. Это позволяет повысить требования к качеству их выполнения,
больше внимания уделять развитию физических и морально – волевых качеств (быстрота,
ловкость, выносливость, дисциплинированность), дружеских взаимоотношений (умение
приходить на помощь товарищу, сопереживать его успехам и неудачам, быть заботливым
и внимательным друг к другу).
1.6.4. Особенности физического развития детей седьмого года жизни

Седьмой год жизни ребёнка характеризуется продолжением активного формирования
осанки и свода стопы. Так как костная ткань богата органическими элементами, то скелет
старших дошкольников всё ещё эластичен и подвержен деформации. Это может стать
причиной травм не только конечностей, но и позвоночника. К семи годам у ребёнка
хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабы мелкие
мышцы. У детей ярко выражен грудной тип дыхания. Лёгочная ткань имеет большое

количество лимфатических сосудов и респираторных бронхиол, поэтому для детей этого
возраста характерны болезни, связанные с воспалительными процессами в лёгких.
Резервные возможности сердечно – сосудистой и дыхательной системы у детей
достаточно высоки. Динамика нервной системы облегчает освоение детьми движений,
физических упражнений, улучшается качество двигательной деятельности дошкольников.
Движения ребёнка становятся более координированными и точными. Основой проявления
двигательной деятельности является развитие устойчивого равновесия. В двигательной
деятельности формируются навыки самоорганизации, взаимоконтроля. Дети проявляют
волевые усилия при выполнении заданий, для них важен результат. Появляется
возможность на основе закладывающейся произвольности сформировать у детей
потребность заниматься физическими упражнениями, развивать самостоятельность,
инициативу в освоении новых видов движений.

1.7. Характеристики, значимые для разработки и реализации программы
Обучение плаванию в дошкольном учреждении осуществляется на основе программы:
-Е.К. Воронова «Программа обучения плаванию в детском саду». Эта одна из базовых
программ, в которой представлена система работы по обучению плаванию детей 2-7 лет, а
также раскрыты вопросы, касающиеся организации и методики обучения в различных
условиях.
-Т.И. Осокиной «Как научить детей плавать».
Срок реализации программы – 2 года
Продолжительность обучения составляет 36 недель (1-й год) – 36 занятий в год, 36 недель
(2-й год) – 36 занятий в год с 15 сентября по 31 мая.
Режим занятий – 1 раз в неделю.
Продолжительность занятий:
От 5 до 7 лет – не более 25 мин.
Дети делятся на подгруппы в соответствии с возрастом начала обучения:
- 5-6 лет (1 год обучения)
- 5-6 лет (2 год обучения)
- 6-7 лет (2 год обучения)

1.8. Ожидаемые результаты освоения программы

Укрепление здоровья детей, снижение заболеваемости;

Укрепление мышечного корсета ребенка и формирование правильной
осанки

Расширение адаптивных возможностей детского организма;

Повышение показателей физического развития детей;

Расширение спектра двигательных умений и навыков в воде;

Знание и понимание основных команд и понятий в плавании на английском
языке.

Развитие активности, сознательности, морально-волевых качеств,
уверенности в своих силах, уважительного отношения к себе и окружающим

Формирование нравственно-волевых качеств.

1.9. Формы подведения итогов реализации программы.
Итоговые открытые занятия.

2. Учебно-тематический план
2.1.

Учебно-тематический план 1-й год обучения

Структура программы представлена разделами, содержание которых основывается на
упражнениях и играх в воде, специальной и технической подготовке. Общее
количество занятий в год – 36 занятий
 Раздел 1 «Привыкаем к воде» - 10 занятий
 Раздел 2 «Начинаем плыть» - 11 занятий
 Раздел 3 «Я сам» - 15 занятий
Раздел
Тема
«Первые шаги»
«Вдох-выдох»
«Загребаем
«Привыкаем
воду»
к воде»
«Падаем и
встаем»
«Открывай
глаза»

«Начинаем
плыть»

Кол-во Тема
часов
2
2

Кол-во
часов

2
2
2
«Гребем
руками»
«Работаем
ногами»
«Плывем с
доской»
«Ускорение»
«Задержи
дыхание»
«Смотри на
дно»
«Скользим
по
поверхности
»
«Прыгаем в
воду»

«Я сам»

Кол-во Тема
часов

2
2
2
1
1
1

1

1
«Лежим на
воде»
«Лежим и
смотрим вниз»
«Достаем до
дна»
«Как струнка»
«Кто дальше»

1
1
2
1
1

«Отталкиваемс
я и скользим»
«Морская
звезда»
«Отдыхаем на
спине»
«Скользим на
спине и груди»
«Что мы
умеем»
Открытое
занятие

2.2.

2
2

2

2

1

Учебно-тематический план 2-й год обучения

Структура программы представлена разделами, содержание которых основывается на
упражнениях и играх в воде, специальной и технической подготовке. Общее количество
занятий в год – 36 занятий





Раздел 1 «Без доски» - 12 занятий
Раздел 2 «Согласование» - 8 занятий
Раздел 3 «Я умею плавать» - 6 занятий
Раздел 4 «Лучше всех» - 10 занятий

Раздел
Тема

«Без
доски»

«Работае
м
ногами»
«Достань
со дна»
«Стрела»
«Поплаво
к»
«Медузы»
«Скользи
м
как
стрелы»
«Дельфин
ы»
«Прыжок
в воду»
«Нырок»
«Как
пингвины
»

Колво
часов
2
1
1
1
1
1
2
1
1
1

Тема

Колво
часов

Тема

Кол-во
часов

Тема

Колво
часов

«Руки и
ноги»
«Водолазы
»
«Меняем
руки»
«Под воду
с головой»
«Винт»

«Согласо
вание»

2
1
2
1
2
«Ныряе
ми
плывем»
«Легко
плывем»
«Дышим
в
сторону
»
«Скольз
им
с
поворот
ом»
«Хорово
д
под
водой»

«Я умею
плавать»

1
2

1

1
«Кто
дальше»
«Кто
быстрее»
«Я плыву»
«Быстрее,
выше,
сильнее»
«Повторен
ье – мать
ученья»
«Смотри,
как я могу»
(открытое
занятие)

«Лучше
всех»

3.

1

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

3.1.

1-й год обучения
РАЗДЕЛ 1
«ПРИВЫКАЕМ К ВОДЕ»

Тема 1 «Первые шаги»
Задачи:

1
2
2
2

2

1

1. Упражнять в ходьбе с высоким подниманием колен, беге (с поддержкой за
поручень)
2. Учить отрывать ноги от дна бассейна, делать выдох в воду
3. Воспитывать выдержку.
Содержание:
1. Игра «Цапли» (1 м).
2. Бег вдоль борта, поддерживаясь одной рукой за поручень (2 круга).
3. «Остуди чай» (4 р).
4. «Пузыри» - погружение с головой и выдох в воду (3 р).
5. «Фонтан». Усложнение – дети не садятся на дно, а повисают на поручне,
спиной к борту (1 м).
6. «Сердитая рыбка» (2-3 р).
7. Самостоятельные игры и упражнения с игрушками и плавательными
досками.
Тема 2 «Вдох-выдох»
Задачи:
1.
2.
3.
4.

Учить детей бегать по бассейну парами, держась за руки.
Продолжать учить отрывать ноги от дна, делать выдох в воду
Упражнять в ходьбе с наклоном туловища вперёд
Воспитывать смелость.

Содержание:
1. Ходьба с наклоном туловища вперёд, сделать 2-3 шага опустив лицо в воду (1
м).
2. Держась руками за поручень, работать ногами в стиле «Кроль» (1-2 м).
3. «Остуди чай» (3-4 р).
4. «Пузыри» (3-4 р).
5. «Лошадки» - бег по бассейну парами (2-3 м).
6. Игра «Караси и карпы» (2-3 р).
7. Свободные игры и упражнения с плавательными досками и игрушками.
Тема 3 «Загребаем воду»
Задачи:
1. Учить детей погружать лицо в воду и делать выдох
2. Продолжать обучать ходьбе по бассейну, загребая воду руками
3. Воспитывать самостоятельность, смелость.
Содержание:
1. Ходьба по бассейну, загребая воду руками (2-3 м).
2. «Лошадки» (2-3 м).
3. «Пузыри» (4-5 р).
4. «Зайчики на прогулке». Усложнение – руки на поясе. (3 м).
5. Игра «Хоровод» (2-3 р).
6. «Фонтан» (1 м).
7. Самостоятельные игры.
Тема 4-5 «Падаем и встаем»
Задачи:
1. Учить детей подпрыгивать и падать в воду,

2. Учить выполнять упражнения, согласуя свои действия с действиями
товарищей;
3. Воспитывать умение выполнять правило, помогать товарищам, не мешать
другим выполнять упражнения.
Содержание:
1. Ходьба по бассейну в положении полуприседа, загребая воду руками (3 м).
2. Ходьба с наклоном туловища вперёд (2 м).
3. «Лошадки» (2-3 м).
4. Бег с активным движением рук (2 м).
5. «Остуди чай» (3-4 р).
6. Погружение лица в воду с задержкой дыхания на 3-4 сек. (2-3 р).
7. Прыжки с падением в воду (3-4 р).
8. «Насос» облегчённый вариант – стоя парами друг против друга и держась за
руки, погружаться в воду до подбородка поочерёдно и делать выдох в воду (4-5
р).
9. «Пузыри» - следить, чтобы дети выполняли выдох носом (4-5 р).
10. Игра «Хоровод» (3-4 р).
11. Игры с мячом – бросание друг другу (3-4 м).
12. Свободные игры с игрушками.
Тема 6 «Открывай глаза»
Задачи:
1. Учить детей открывать в воде глаза, пытаться достать со дна игрушку
2. Упражнять в правильном выдохе в воду; использовать разновидности
ходьбы, бега, прыжков;
3. Воспитывать дисциплинированность.
Содержание:
1. Ходьба приставными шагами вдоль борта (2 м).
2. Бег с активной работой рук вдоль борта (3 круга).
3. Игровое упражнение «Вода кипит» - стоя в кругу близко друг к другу,
погрузиться в воду и дружно сделать активный выдох (4-5 р).
4. Прыжки на двух ногах, руки на поясе с продвижением вперёд (2-3 м).
5. Игровое упражнение «Покажи глазки из воды» - присесть в воду с головой и
показать открытые глаза воспитателю (1-2 р).
6. «Рыболовы» - предложить детям достать со дна затонувшие игрушки (3-4 м).
7. Самостоятельные игры с плавающими и тонущими игрушками.
РАЗДЕЛ 2
«НАЧИНАЕМ ПЛЫТЬ»
Тема 7 «Гребем руками»
Задачи:
1. Учить детей выполнять гребковые движения руками в стиле «Кроль»;
2. Закреплять умение делать выдох в воду;
3. Упражнять в беге по бассейну в разных направлениях, змейкой;
4. Воспитывать чувство товарищества: не мешать друг другу выполнять
упражнения, если надо, помочь товарищу справиться с заданием.
Содержание:

1. Держась за поручень одной рукой, делать плавательные движения другой
рукой, поменять руки; пройти от одного борта к другому, слегка наклонившись
вперёд и выполняя плавательные движения двумя руками (5 м).
2. Держась за поручень двумя руками, опускать лицо в воду и делать медленный
выдох (6-7 р).
3. Бег по бассейну врассыпную, бег «змейкой» за воспитателем (2 м).
4. Ходьба «в тоннель» из трёх обручей в воде по грудь (3-4 р).
5. Держась руками за поручень, лечь на воду и работать ногами в стиле «Кроль»
(2-3 м).
6. Игра «Щука» - разучивание.
7. Свободные игры.
Тема 8-9 «Работаем ногами»
Задачи:
1. Продолжать учить детей активно работать прямыми ногами;
2. Упражнять в согласованности и ритмичности при выполнении движений,
выполнении движений самостоятельно.
1. Ходьба по бассейну в разных направлениях в быстром темпе (2-3 м).
2. Ходьба по бассейну (вода по плечи), загребая воду руками, как при плавании
способом «Кроль» (2-3 м).
3. Бег до противоположного борта с высоким подниманием коленей (3 р).
4. Прыжки с погружением во воду до глаз, с головой (4-5 р).
5. Держась руками за поручень, работать прямыми ногами в стиле «Кроль» (34 м).
6. «Пузыри» (5-6 р).
7. Игра «Щука» - (2-3 р).
8. Держась руками за поручень, лечь на воду, сделать глубокий вдох, опустить
лицо в воду, сделать полный выдох медленно (4-5 р)
9. Игровое упражнение на дыхание «Дружные ребята» - в кругу держась за руки,
опустить лицо в воду и сделать медленный выдох (5-6 р).
10. Игра «Смелые ребята» - разучивание.
11. Свободные игры.
Тема 10-11 «Плывем с доской»
Задачи:
1. Учить, держась за игрушку или плавательную доску, вытягивать тело на воде,

ложиться на воду, расслабив тело
2. Упражнять в погружении и задержке дыхания на 2-3 сек. под водой;
3. Упражнять в правильном дыхании,
4.Воспитывать смелость.
Содержание:
1. Держась вытянутыми руками за поручень, активно работать прямыми
ногами (2-3 м).
2. Ходьба по бассейну, загребая воду руками (2-3 м).
3. Ходьба по бассейну на носках, высоко поднимая бедро (2-3 м).
4. Бег за плав. игрушками (2-3 м).
5. «Пузыри» (3-4 р).
6. Ходьба в «тоннель» из 3 обручей (игра «Поезд в тоннель 1 вариант) (5 р).

7. Игра «Оса» - разучивание (3-4 р).
8. Игра «Смелые ребята» (4-5 р).
9. Держась руками за поручень, лечь на воду, сделать вдох, опустить лицо в
воду и сделать медленный выдох (6-8 р).
10. Подпрыгнуть, погрузиться в воду с головой, сосчитать в уме до 3, затем
«вынырнуть» (4-5 р).
11. Скольжение на плавательных досках или надувных игрушках, тело
расслаблено и вытянуто по воде (5 м).
12.
Самостоятельные игры.
Тема 12 «Ускорение»
Задачи:
учить детей делать полный выдох после погружения в воду;
Учить выполнять упражнения в ускоренном темпе;
Воспитывать выносливость.

1.
2.
3.
Содержание:

1. Прыжки до противоположного бортика и обратно - спиной вперёд (2-3
р).
2. Упражнение с открытыми в воде глазами «Посмотри, что на дне» (4-5 р).
3. Бег по бассейну, загребая воду руками (2-3 м.).
4. Держась руками за поручень вытянуться на воде, вдохнуть, опустить лицо
в воду – выдохнуть (5-6 р).
5. Игра «Кто быстрее к мячу» (4-5 р).
6. Игра «Поезд в туннель» 1 вариант (5 р).
7. Свободные игры и упражнения с плавательными досками.
Тема 13 «Задержи дыхание»
Задачи:
1.
2.
3.
4.
5.

продолжать учить задерживать дыхание на 4-5 сек., двигаясь «в туннеле»,
Продолжать учить выполнять упражнения, двигаясь спиной вперёд;
Продолжать учить выполнять упражнения на погружение, стоя в круге;
Воспитывать уверенность на воде;
Развивать силу мышц.

Содержание:
1.
Ходьба по бассейну приставными шагами в левую и правую стороны
(по 1,5 м в каждую сторону).
2.
Ходьба по бассейну спиной вперёд, двигая руками, как при плавании
способом «Кроль» на спине (2-3 м).
3.
Игра «Поезд в туннель» - 1 вариант- через 3 обруча (проходя «в
туннеле» - не дышать (3-4 р).
4.
Держась руками за поручень, вытянуться на воде, сделать вдох,
опустить лицо в воду – выдох, одновременно работая ногами в стиле
«Кроль» (2-3р).
5.
Игра «Оса» (2-3 р).
6.
Самостоятельные игры с игрушками и плавание доступным способом.

Тема 14 «Смотри на дно»
Задачи:
1.
2.
3.
4.

Отрабатывать движения прямыми ногами,
Продолжать учить открывать в воде глаза, рассматривать предметы на
дне и доставать их;
Учить свободно лежать на воде;
Воспитывать смелость, настойчивость.

Содержание:
1. Прыжки до противоположного борта, обратно – прыжки спиной вперёд
(2-3 м).
2. Держась руками за поручень, активно работать ногами в стиле «Кроль»
(2-3 м).
3. Держась руками за поручень – вдох, опустить лицо в воду – выдох (4-5
р).
4. Игра «Бегом за мячом» (4-5 р).
5. Игра «Насос» (3-4 р).
6. Свободные игры с игрушками и скольжение по воде с плавательными
досками.
Тема 15 «Скользим по поверхности»
Задачи:
1. Учить скользить по воде, работая ногами в стиле «Кроль»,
2. Закреплять навык погружения в воду с выдохом, ходить по бассейну
лицом вперёд и спиной вперёд, выполняя руками гребковые движения;
3. Воспитывать смелость, настойчивость.
Содержание:
1. Высокие прыжки вдоль борта, чередуя ноги, высоко поднимая колени
(2-3 м).
2. Ходьба по бассейну лицом вперёд и спиной вперёд, выполняя руками
гребковые движения (3-4 м).
3. «Стрела» - скольжение по воде с доской (4-5 р).
4. Скольжение по воде с доской, активно работая ногами в стиле
«Кроль».
5. Упражнение «Морские звёзды» на спине с поддержкой (2-3 р).
6. Скольжение на спине «Стрела» с поддержкой (2-3 р).
7. Игра «Насос» (3-4 р).
8. Свободные игры с игрушками.
Тема 16 «Прыгаем в воду»
Задачи:
1.
2.
3.
4.

Учить погружаться в воду с прыжка,
Учить садиться на дно, держась за поручень;
Тренировать детей в выполнении упражнений лицом вперёд и спиной
вперёд;
Развивать силу мышц,

5.

Воспитывать смелость.

Содержание:
1.
Прыжки поперёк бассейна с подпрыгиванием вверх и погружением
под воду с головой (2-3 р).
2.
Ходьба лицом вперёд и спиной вперёд, загребая руками воду (3-4 м).
3.
Игра» Пузыри» (5-6 р).
4.
«Кто быстрее?» - бег по бассейну спиной вперёд (1-2 м).
5.
Держась рукой за поручень, сесть на дно, поднимая ноги,
почувствовать, как вода выталкивает тело на поверхность (3-4 р).
6.
Показать детям упражнения «Поплавок, «Медуза», «Морская звезда»,
объяснить, что эти упражнения возможны, благодаря выталкивающей силе
воды. Предложить сделать «Медузу».
7.
Свободные игры и плавание доступным способом.
РАЗДЕЛ 3
«Я САМ»
Тема 17 «Лежим на воде»
Задачи:
1.
2.
3.

Учить детей с помощью игрушки ложиться на воду,
Продолжать учить садиться на дно без опоры;
Воспитывать смелость.

Содержание:
1. Прыжки около бортика, затем прыжки с продвижением вперёд (2-3 м).
2. Держась руками за поручень, активно работать прямыми ногами в
стиле «Кроль» (1-2 м).
3. Присесть и оторвать ноги от дна бассейна (4-5 р).
4. Держась за плавательную доску или игрушку, оттолкнуться двумя
ногами и скользить по поверхности воды «Кто дальше?» (3-4 р).
5. Придерживаясь одной рукой за поручень, плавно лечь на воду и
полежать несколько секунд (4-5 р).
6. Игра «Хоровод» (2-3 р).
7. Свободные игры с игрушками.
Тема 18 «Лежим и смотрим вниз»
Задачи:
1. Продолжать учить детей ложиться на воду, опуская в воду лицо,
2. Продолжать учить ложиться на спину, полностью расслабившись, так,
чтобы лицо не погружалось в воду;
3. Тренировать в выполнении упражнений на дыхание.
Содержание:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Прыжки на двух ногах до противоположного бортика (2-3 м).
Игровое упражнение «Насос» (4-5 р).
«Медуза» на груди с доской (4-5 р).
«Медуза» на спине с поддержкой (2-3 р).
«Пузыри»(4-5 р).
Игра «Кто достанет клад?» (3-4 р).
Самостоятельные игры с игрушками.

Тема 19-20 «Достаем до дна»
Задачи:
1. Продолжать учить детей ложиться на воду, погружаться в воду,
доставая дно руками;
2. Закрепить правила поведения в бассейне: не кричать, не толкаться, не
брызгать товарищу в лицо, если тот не хочет;
3. Воспитывать смелость.
Содержание:
1.
Ходьба по бассейну скрёстным шагом (1-2 м).
2.
Ходьба по бассейну, загребая воду руками, лицом вперёд и спиной
вперёд (3-4 р).
3.
Игровое упражнение «Лошадки» (2-3 м).
4.
«Буксир» - выполнять на воде по пояс (3-4 р).
5.
«Насос» (5-6 р).
6.
Держась руками за поручень, работать прямыми ногами в стиле
«Кроль» (1-2 м).
7.
Игра «Вратарь» - разучивание.
8.
Парами, взявшись за руки, присесть в воду с головой и посмотреть
друг на друга (2-3 р)
9.
Лечь на воду с поддержкой 1 раз, затем попробовать без неё 3-4 раза.
10.
Игра «Покажи пятки» (5-6 р) (закрепить словесно и на деле правила
поведения в бассейне).
11.
Игровое упражнение в парах «Поймай мяч» (1-2 м).
12.
Самостоятельные игры и упражнения с игрушками и плавательными
досками.
Тема 21 «Как струнка»
Задачи:
1.
2.
3.

Продолжать учить ложиться на воду, выпрямляя тело;
Упражнять в правильном вдохе-выдохе;
Воспитывать дисциплинированность.

Содержание
1. Ходьба по бассейну в положении полуприседа, вода до подбородка (2-3 м).
2. Быстрый бег по бассейну с помощью рук (2 м).
3. Игра «Вода кипит» (4-5 р).
4. Показ упражнений «Морская звезда», «Медуза», «Поплавок».
5. Предложить детям попробовать выполнить упражнение «Медуза» без
поддержки, поощрять смелость (3-4 р).
6. Игра «Оса» (3-4 р).
7. Игра «Поезд в туннель» 2 вариант – через 1 обруч (проходя в «туннеле»
опустить лицо в воду) (2 р).
8. Игры с игрушками самостоятельно.
Тема 22 «Кто дальше»
Задачи:

1.
2.
3.

Продолжать учить ложиться на воду,
Отрабатывать выдох под водой;
Воспитывать организованность.

Содержание:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Бег по бассейну, загребая воду руками (2-3 р).
Держась за поручень руками, активно работать ногами в стиле «Кроль»
(1-2 м).
Держась руками за поручень и вытянувшись на воде, сделать вдох,
опустить лицо в воду – выдох (4-5 р).
Держась руками за плавательную доску, сильно оттолкнуться ногами и
скользить по поверхности воды «Кто дальше?»(3-4 р).
Стоя на расстоянии 3-4 шагов от бортика, опустить лицо в воду и тянуться
к бортику до касания (4-5 р).
«Медуза» - пробовать лежать на воде (4-5 р).
Игра «Морской бой» - разучивание.
Свободные игры, скольжение с помощью предметов и без них.

Тема 23-24 «Отталкиваемся и скользим»
Задачи:
1. Учить детей принимать правильное исходное положение перед тем, как лечь на
воду на спину;
2. Закреплять навык лежать на поверхности воды на груди;
3. Воспитывать смелость.
Содержание:
4. Прыжки у бортика «Кто выше?» (4-5 р).
5. Прыжки с погружением «Кто ниже?» (4-5 р).
6. Держась руками за поручень, активно работать ногами (1-2 м).
7. Держась одной рукой за поручень, сделать вдох, опустить лицо в воду – выдох
(4-5 р).
8. Показать упражнение «Стрела».
9. Предложить детям сделать так же (1-2 р).
10. «Лошадки» (2-3 м).
11. «Медуза» на груди и на спине(3-4 р).
12. Держась одной рукой за поручень (ноги на дне бассейна), другой рукой и
затылком коснуться воды; поменять руку, выполнить то же, оттолкнувшись
ногами ото дна, постараться вытянуть тело по поверхности воды, полностью
расслабив мышцы.
13. Игра «Вратарь» (2-3 р).
14. Игра «Морской бой» (1-2 м).
15. «Игра «Поезд в туннель» 2 вариант через 1 обруч (2-3 р).
16. Самостоятельные игры и скольжение по воде, выполнение упражнений по
желанию.
Тема 25 «Морская звезда»
Задачи:
1. Учить лежать на воде, скользить на груди и на спине,
2. Тренировать в выдохе в воду;

3. Закреплять умение смело падать в воду, поднимая при этом ноги высоко назад;
4. Воспитывать смелость, стремление добиваться цели.
Содержание:
1. Бег по бассейну, загребая воду руками (2-3 м).
2. Игра «Вода кипит» (4-5 р).
3. Прыжки с продвижением вперёд лицом до противоположного борта и обратно
спиной вперёд (2-3 р).
4. «Медуза» на груди и на спине (по 2-3 р).
5. Упражнение «Стрела» (4-5 р).
6. Показать упражнение «Морская звезда», предложить детям выполнить
(34 р).
7. Игра «Покажи пятки» (3-4 р).
8. Самостоятельные игры и упражнения.
Тема 26 «Отдыхаем на спине»
Задачи:
1. Продолжать учить выполнять скольжение на груди и спине,
2. Продолжать учить лежать на воде, расслабив тело и выпрямив руки и ноги;
3. Воспитывать решительность и желание выполнять упражнения правильно.
Содержание:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Держась за поручень, активно работать прямыми ногами (1-2 м).
Прыжки «Кто выше?», «Кто ниже?» - с погружением (по 4-5 р).
«Медуза» на груди и спине (по 2-3 р).
«Стрела» на груди (4-5 р).
«Морская звезда» на груди и спине (по 3-4 р).
Игра «Морской бой» (1-2 м).
Игра «Покажи пятки» (2-3 р).
Самостоятельные игры.

Тема 27 «Скользим на спине и груди»
Задачи:
1. Продолжать учить выполнять скольжение на груди и спине,
2. Продолжать учить смело погружаться в воду, открывать там глаза и доставать
предметы со дна бассейна,
3. Продолжать учить делать продолжительный выдох в воду;
4. Воспитывать смелость, решительность.
Содержание:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Бег по бассейну в разных направлениях, загребая воду руками (1-2 м).
«Пузыри» - у кого больше? (5-6 р).
«Морская звезда» на груди и спине (по 3-4 р).
«Стрела» на груди и спине (по 3-4 р).
Игра «Водолазы» (3-4 м).
Игра «Оса» (2-3 м).
Игры с игрушками, упражнения по желанию.

Занятие 28 «Что мы умеем» (открытое занятие)
Задачи:
1. Продолжать обучение скольжению на груди и спине,
2. Продолжать учить погружению под воду и медленному
расслаблению тела на поверхности воды;
3. Воспитывать желание добиваться поставленной цели.

выдоху,

Содержание:
1. Игра «Байдарки» - ходьба по бассейну в быстром темпе, погрузившись в воду
по плечи и работая руками, как при выполнении упражнения «Мельница» (2-3 м).
2. Игра «Вода кипит» (5-6 р).
3. «Медуза», «Морская звезда» на груди и спине (по 2-3 р).
4. Игра «Охотник и утки» (2-3 м).
5. «Стрела» на груди и спине (по 3-4 р).
6. Индивидуальные тренировочные упражнения, свободные игры и упражнения с
игрушками.

3.2.

2-й годобучения
РАЗДЕЛ 1
«БЕЗ ДОСКИ»

Тема 1 «Работаем ногами»
Задачи:
1.
Продолжать учить детей работать прямыми ногами, как при плавании
способом «Кроль»,
2.
Продолжать учить ложиться на спину на поверхность воды, расслабив тело;
3.
Продолжать обучать прыжкам с погружением в воду;
4.
Воспитывать смелость.
Содержание:
1.
Бег вдоль борта в быстром темпе, загребая воду руками (2 круга).
2.
Держась прямыми руками за поручень, работать прямыми ногами, как при
плавании способом «Кроль» (1 м).
3.
«Водолазы» с выдохом в воду (3-4 р).
4.
«Кто выше?» (4-5 р).
5.
Ходьба приставным шагом вдоль борта (30 с).
6.
Держась одной рукой за поручень, лечь на спину, полностью расслабить тело
и попробовать оторвать руку от поручня (3-4 р).
7.
Игра «Караси и карпы» (2-3 р).
8.
Свободные игры и скольжение с помощью предметов и без них.
Тема 2 «Достань со дна»
Задачи:
1.
Продолжать учить детей ходить, бегать по бассейну, загребая руками воду:
вперёд лицом, вперёд спиной;
2.
Закреплять умение погружаться под воду и доставать руками дно;
3.
Тренировать в правильном вдохе и выдохе в воду;

4.

Воспитывать смелость, целеустремлённость.

Содержание:
1.
«Кто быстрее?» - ходьба по бассейну, загребая руками воду, лицом вперёд и
спиной вперёд (3-4 м).
2.
Игра «Насос» (6-7 р).
3.
Бег по бассейну, загребая руками воду, лицом вперёд и спиной вперёд (3 м).
4.
«Достань жемчуг» - достать со дна шайбу, беря её рукой (4-5 р).
5.
Выпрыгивание из воды с последующим погружением с головой (5-6 р).
6.
Игра «Вода кипит» (4-5 р).
7.
Свободные игры и скольжение.
Тема 3 «Стрела»
Задачи:
1.
Учить детей скользить по воде на груди, держа в руках плавательную доску и
без неё,
2.
Учить ходить вперёд в полунаклоне, работая руками в стиле «Кроль»,
3.
Учить смело открывать в воде глаза;
4.
Отрабатывать движения прямыми ногами в стиле» Кроль»;
5.
Продолжить подготовку к выполнению упражнения «Стрела» без предмета;
6.
Воспитывать смелость.
Содержание:
1.
Ходьба поперёк бассейна в полуприседе с работой рук, как при плавании
способом «Кроль», затем та же ходьба вдоль борта друг за другом (3 м).
2.
С доской или игрушкой скользить поперёк бассейна, пытаясь при скольжении
опустить лицо в воду (34 р).
3.
Игровое упражнение «Посмотри на друга» - держась за руки парами, присесть
в воду и посмотреть друг на друга (5-6 р).
4.
Стоя спиной к борту и держась руками за поручень, лечь на воду и работать
прямыми ногами в стиле «кроль» на спине (1-2 м).
5.
Стоя на расстоянии 3-5 шагов от борта, оттолкнуться ногами и скользнуть к
борту по поверхности воды, вытянув вперёд руки, без поддержки (3-4 р).
6.
Игра «Водолазы» (3-4 м).
7.
Свободные игры и плавание доступным способом с предметами и без них.
Тема 4 «Поплавок»
Задачи:
1.
Обучать детей погружаться в воду, обхватывать руками колени и всплывать;
2.
Продолжать обучение ходьбе с вытянутыми над головой руками и
погружённым в воду лицом;
3.
Воспитывать решительность.
Содержание:
1.

Прыжки вдоль борта приставными шагами (1-2 м).

2.
Ходьба по бассейну с вытянутыми над головой руками и погружённым в воду
лицом (2-3 м).
3.
«Кто быстрее?» - бег по бассейну, загребая руками воду (2-3 м).
4.
Игровое упражнение «Поплавок» (2-3 р).

5.
Держась руками за поручень, работать прямыми ногами в стиле «Кроль» на
груди и на спине (по 1 м. 2 раза).
6.
Игра «Буксир» (3-4 р).
7.
Держась руками за поручень, сделать глубокий вдох, опустить лицо в воду –
полный выдох (6-7 р).
8.
Свободные игры и упражнения.
Тема 5 «Медузы»
Задачи:
1. Продолжать обучать скольжению на груди без предмета;
2. Обучать ложиться на воду, раскинув руки и ноги, расслабив тело – на груди и на
спине;
3. Тренировать в выполнении упражнения «Поплавок»;
4. Воспитывать смелость.
Содержание:
1.
Ходьба по бассейну с работой рук в стиле «Кроль» (2-3 м).
2.
«Насос» (по 5-6 погружений).
3.
Игра «Медузы» (2 м).
4.
«Стрела» (5 р).
5.
Игра «Поезд в туннель» 2 вариант – скольжение «стрелой» на груди в
обруч, поставленный вертикально (5-6 р).
6.
Игра «Покажи пятки» (1-2 м).
7.
Свободные игры и упражнения.
Тема 6 «Скользим как стрелы»
Задачи:
1.
Учить детей лежать на воде лицом вниз, лицом вверх;
2.
Закреплять умение скользить по поверхности воды 2-3 метра без
помощи доски, согласовывая свои действия с действиями товарищей;
3.
Воспитывать смелость, дисциплинированность.
Содержание:
1.
«Зайки на лужайке» - прыжки до противоположного борта на двух
ногах, руки над головой (изображаем ушки зайца) (2-3 р).
2.
Игра «Покажи пятки» (6-7 р).
3.
«Медуза» на груди и на спине (по 3-4 р).
4.
«Насос» (по 5-6 погружений).
5.
«Стрела» (3-4 р).
6.
Игра «Плавучие стрелы» - дети, построившись в шеренгу у борта,
скользят к противоположному, начиная скольжение по сигналу (5 р).
7.
Свободные игры и упражнения.
Тема 7 «Дельфины»
Задачи:
1.
2.

Учить детей погружаться в воду головой вниз с продвижением вперёд;
Закреплять умение лежать на воде и скользить без помощи доски;

3.

Вызывать желание научиться плавать.

Содержание:
1.
Ходьба по бассейну, наклонившись вперёд и работая руками в стиле
«Кроль» (2 м).
2.
Игровое упражнение «Дельфины» - погружение под воду головой
вниз, продвигаясь вперёд после отталкивания ногами, одновременно делая
выдох (5-7 р).
3.
Игра «Медузы» (2 м).
4.
Игра «Плавучие стрелы» (5-6 р).
5.
Игра «Вратарь» (2-3 м).
6.
Игра «Покажи пятки» (3-4 р).
7.
Свободные игры и упражнения.
Тема 8 «Прыжок в воду»
Задачи:
1.
Учить прыгать в воду с небольшой высоты;
2.
Закреплять умение скользить на груди без помощи предметов, вытянув
руки над головой и вытянув руки вдоль туловища;
3.
Продолжить обучать правильно работать ногами в стиле «Кроль»;
4.
Упражнять в выполнении выдоха в воду;
5.
Воспитывать смелость, организованность.
Содержание:
1.
Вход в воду прыжком.
2.
Прыжки вдоль борта с продвижением вперёд приставными шагами (23 м).
3.
«Торпеда» на месте – держась прямыми руками за поручень,
вытянуться на поверхности воды, опустить лицо в воду и работать прямыми
ногами, как при плавании способом «Кроль» (4-5 р).
4.
«Стрела» - а) вытянув руки над головой, б) вытянув руки вдоль
туловища (по 5 р).
5.
«Насос» (усложнение – приседаем так, чтобы голова полностью
скрылась под водой, и делаем при этом выдох в воду) (по 5 погружений).
6.
Игра «Караси и щука» (роль щуки выполняет педагог) (3-4 м).
7.
Свободные игры с игрушками.
Тема 9 «Нырок»
Задачи:
1.
Учить нырять с продвижением вперёд под водой;
2.
Учить прыгать в воду с высоты;
3.
Продолжить обучение скольжению на груди и на спине с вытянутыми
и прижатыми к туловищу руками;
4.
Воспитывать смелость, решительность.
Содержание:
1.
2.

Вход в воду прыжком.
Бег по бассейну, загребая руками воду (2 м).

3.
Держась руками за поручень, вытянуться на воде на груди, сделать
вдох, опустить лицо в воду – выдох, повернуть лицо в сторону, так, чтобы
рот оказался над водой - вдохнуть, лицо в воду – выдох и т.д. (8 р).
4.
Игра «Весёлые дельфины» - то же что и игровое упражнение, только
действовать по сигналу и, вынырнув, выполнять задание педагога
(например, отбить мяч, или нырнуть парой, взявшись за руки).
5.
«Стрелы» - руки прижаты к туловищу (6-7 р).
6.
«Стрелы» на спине с помощью пл. доски или игрушки (2-3 м).
7.
«Торпеда» - выполнять упражнение, держась за плавательную доску:
а) на груди, б) на спине (по 2 м).
8.
«Поплавок» (3-4 р)
9.
Свободные игры и упражнения.
Тема 10 «Как пингвины»
Задачи:
1. Учить скользить на груди и на спине с прижатыми к туловищу руками;
2. Закреплять умение погружаться под воду с задержкой дыхания и
всплывать, умение работать ногами в стиле «Кроль» на груди и спине;
3. Воспитывать упорство, настойчивость при выполнении упражнений.
Содержание:
1. Скольжение на груди, затем на спине, руки прижаты к туловищу (по 45 р).
2. Скольжение на спине с игрушкой или доской в вытянутых над головой
руках (3-4 р).
3. «Торпеда» на месте с выдохом в воду (1 м).
4. «Торпеда» на месте на спине (1 м).
5. «Насос» (по 6-7 погружений с выдохом).
6. «Поплавок» (3 р).
7. Игра «Караси и щука» (усложнение: караси от щуки не убегают, а
уплывают «стрелой») 3-4 м.
8. Свободные игры и упражнения.
РАЗДЕЛ 3
«СОГЛАСОВАНИЕ»
Тема 11 «Руки и ноги»
Задачи:
1. Обучать детей скольжению на спине;
2. Продолжать обучение согласованной работе рук и дыханию в стиле «Кроль»;
3. Воспитывать настойчивость.
Содержание:
1. Ходьба по бассейну с работой рук в стиле «Кроль» (1 м).
2. Держась за игрушку или доску, свободно лечь на спину на поверхность воды
(3-4 р).
3. Из положения лёжа на спине, придерживаясь руками за плавающий предмет,
попробовать работать ногами в стиле «Кроль» (3-4 м).
4. «Стрела» на груди и спине (по 5-6 р).

5.
6.
7.
8.

Ходьба оп бассейну спиной вперёд с работой руками в стиле «Кроль» (2 м).
«Насос» (по 5-6 погружений с выдохом в воду).
Игра в кругу «Охотники и утки» (3-4 м).
Свободные игры и упражнения с игрушками.

Тема 12 «Водолазы»
Задачи:
1. Продолжать обучение скольжению на груди и спине;
2. Закреплять умение работать ногами в стиле «Кроль» на груди и спине;
3. Воспитывать смелость, настойчивость.
Содержание:
1. Бег по бассейну с работой рук лицом вперёд и спиной вперёд (3-4 м).
2. «Торпеда» на месте с выдохом в воду (6-7 раз).
3. «Стрела» на груди (6-7 р).
4. «Стрела» на спине (6-7 р).
5. Держась руками за поручень, работать ногами в стиле «Кроль» без
погружения лица в воду на груди и на спине (по 2 м).
6. Игра «Водолазы» (3-4 м).
7. Игра «Пятнашки с поплавком» (2-3 м).
8. Свободные игры и упражнения.
Тема 13 «Меняем руки»
Задачи:
1.
2.
3.
4.

Совершенствовать умение скользить по воде с различным положением рук;
Обучать скользить с вращением туловища;
Закреплять умение делать выдох в воду;
Воспитывать смелость, решительность.

Содержание:
1. «Стрела»: а) вытянув руки над головой, б) прижав руки к туловищу, в)
вытянув одну руку над головой, другую прижав к туловищу (по 3 раза каждым
способом).
2. Бег по бассейну, работая руками в стиле «Кроль» (2-3 м).
3. «Торпеда» на месте с выдохом в воду (2-3 м).
4. Скольжение на груди с доской или без неё, работая ногами (2-3 м).
5. Игровое упражнение «Винт» (без обруча) (5 раз).
6. Игра «Морской бой» (3-4 м).
7. Свободные игры и упражнения.
Тема 14 «Под воду с головой»
Задачи:
1. Продолжать обучение скольжению на груди и на спине, ходьбе в полунаклоне
с работой рук в стиле «Кроль»;
2. Совершенствовать навык погружения в воду с головой с выдохом;
3. Воспитывать настойчивость.

Содержание:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Ходьба по бассейну, выполняя гребковые движения руками (2-3 м).
«Медуза» на груди и спине (по 3-4 р).
Прыжок вверх – вдох, погружение под воду – выдох (7-8 р).
«Стрела» на груди (6 раз)
«Стрела» на спине с поддержкой (по необходимости) (6 раз).
Игра «Передай предмет под водой» (2-3 р).
Игра «Покажи пятки» (1-2 м).
Свободные игры на воде.

Тема 15-16 «Винт»
Задачи:
1. Продолжать обучение скольжению по поверхности воды с вращением
туловища;
2. Совершенствовать умение лежать на воде на груди, на спине;
3. Воспитывать выносливость.
Содержание:
1. Прыжок с бортика в воду
2. Ходьба по бассейну в полунаклоне, опустив лицо в воду, выполняя гребковые
движения руками (2-3 м).
3. «Торпеда» на груди (4-5 р).
4. Упражнение «Винт» (6-7 р).
5. «Медуза» на груди и на спине (по 5 раз).
6. Упражнение на дыхание: подпрыгнуть – вдох, погрузиться в воду с головой –
выдох (6-7 р).
7. «Стрела» на груди, на спине (по 5 раз).
8. «Кто вперёд?» - бег по бассейну лицом вперёд и спиной вперёд (2 м).
9. Игра «Передай мяч под водой» (2 р).
10.
Игра «Вода кипит» (4-5 р).
11.
Игра «Буксир» (2-3 р).
12.
Игра «Водолазы» (4-5 м).
13.
Свободные игры и упражнения.
РАЗДЕЛ 4
«ОТЛИЧНЫЙ ПЛОВЕЦ»
Тема 17 «Ныряем и плывем»
Задачи:
1. Обучать детей прыжкам под воду с погружением и продвижением вперёд,
2. Закреплять умение скользить на груди и спине, держась за доску и без неё.
Содержание:
1. Прыжки на двух ногах до противоположного борта лицом вперёд и спиной
вперёд (по 2 р).
2. Игра «Весёлые дельфины» - ныряние под воду с продвижением вперёд (3-4
р).
3. «Медуза» на груди и на спине (по 2-3 р).

4. «Торпеда» на груди (3-4 р).
5. Игра «Вода кипит» _4-5 р).
6. Игра «Винт» - проплывание «стрелой» с поворотом туловища через
вертикально стоящие обручи (4-5 р).
7. Игры с игрушками, свободное скольжение, плавание доступным способом.
Тема 18 «Легко плывем»
Задачи:
1. Обучать детей прыжкам с погружением под воду и продвижением вперёд;
2. Закреплять умение скользить на груди и на спине без предметов, работая
ногами в стиле «Кроль»;
3. Совершенствовать умение делать выдох в воду;
4. Воспитывать смелость, решительность.
Содержание:
1. Прыжки вдоль борта бассейна друг за другом приставными шагами (1-2 м).
2. «Пузыри» - упражнение на дыхание с усложнением: присев под воду,
сосчитать про себя до 5, только затем сделать выдох (4-5 р).
3. «Стрела» на груди (4-5 р).
4. «Стрела» на спине (4-5 р).
5. Игра «Весёлые дельфины» (3-4 м).
6. Игра «Морской бой» 2 вариант: по сигналу педагога дети плывут «торпедой»
навстречу друг другу, встретившись руками под водой, вместе шумно, с
брызгами выныривают – торпеды взорвались (3-4 р).
7. Игры с игрушками, упражнения по желанию.
8.
Тема 19 «Дышим в сторону»
Задачи:
1. Совершенствовать умение скользить на груди и спине, работая ногами;
2. Закреплять умение работать руками и дышать, как при плавании способом
«Кроль» на груди;
3. Воспитывать настойчивость.
Содержание:
1. Ходьба по бассейну в полунаклоне, работая руками в стиле «Кроль» (2-3 м).
2. «Торпеда» на месте с выдохом в воду и вдохом, повернув лицо в сторону так,
чтобы рот оказался над поверхностью воды (2-3 м).
3. Игра «Покажи пятки» (3-4 р).
4. «Стрела» на груди и на спине (по 3-4 р).
5. «Торпеда» на груди (3-4 р).
6. Упражнение «Винт» (6-7 р).
7. Игра «Дружные ребята» (2-3 р).
8. Самостоятельные игры и упражнения.
Тема 20 «Скользим с поворотом»
Задачи:

1. Закреплять умение работать руками и ногами, как при плавании
способом «Кроль»;
2. Совершенствовать умение скользить по воде с поворотом туловища;
3. Воспитывать смелость.
Содержание:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Вход в воду прыжком с борта.
«Торпеда» на месте на груди и на спине (2-3 м).
Игра «Достань клад» (3-4 р).
«Торпеда» на груди и на спине (по 2-3 р).
«Винт» (6-7 р).
Игра «Рыба и сеть» (2-3 р).
Свободные игры и упражнения.

Тема 21 «Хоровод под водой»
Задачи:
1. Совершенствовать умение скользить по поверхности воды, закреплять
навык погружения в воду с задержкой дыхания;
2. Воспитывать решительность, упорство в достижении цели.
Содержание:
1. Ходьба по бассейну (вода до плеч), работая руками в стиле «кроль»
лицом вперёд и спиной вперёд (3-4 м).
2. «Стрела» на груди и на спине (по 3-4 р).
3. «Торпеда» на груди и на спине (по 5-6 р).
4. Игра «Хоровод» (усложнение: погрузившись в воду, сосчитать до 5,
затем вынырнуть) (4-5 р).
5. Игра «Водолазы» (3-4 м).
6. Свободные упражнения и игры с игрушками.
Тема 22 «Кто дальше»
Задачи:
1. Закреплять навык скольжения по поверхности воды;
2. Совершенствовать умение работать ногами, как при плавании способом
«Кроль» на груди и на спине,
3. Воспитывать смелость.
Содержание:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Бег по бассейну, загребая воду руками, лицом вперёд и спиной вперёд (3-4 м).
«Торпеда» на месте на груди и на спине (по 6 р).
«Медуза» на груди и на спине (по 3 р).
«Насос» (по 6-8 погружений).
Игра «Чья торпеда лучше» - скользить вдоль бассейна – кто дальше) (2-3 р).
Игра «Весёлые дельфины» (3-4 м).
Свободные упражнения и игры с надувными игрушками.

Тема 23 «Кто быстрее»

Задачи:
1. Закреплять навык скольжения по поверхности воды на скорость;
2. Совершенствовать умение скользить, работая ногами, как при плавании
способом «Кроль» на груди и на спине;
3. Воспитывать смелость и настойчивость.
Содержание:
1. Передвижение поперёк бассейна произвольными прыжками «Кто вперёд?»
(2-3 м).
2. Игра «Покажи пятки» (5-6 р).
3. «Стрела» на груди и на спине (по 6-8 р).
4. Игра «Плавучие стрелы» - дети скользят по воде, начиная движение по
сигналу педагога в за данном направлении (2-3 м).
5. «Торпеда» - прижав руки к туловищу, активно работать ногами (3-4 м).
6. Игра «Дружные ребята» (2-3 р).
7. Свободные упражнения и игры с игрушками по желанию.
Тема 24 «Я плыву»
Задачи:
1. Совершенствовать навык скольжения по воде;
2. Закреплять умение работать руками и дышать, как при плавании способом
«Кроль» на груди;
3. Воспитывать решительность.
Содержание:
1. «Лошадки» в парах на скорость (1-2 м).
2. «Торпеда на груди и на спине (по 6-7 р).
3. «Морская звезда» на груди и на спине (по 4-5 р).
4. Игра «Водолазы» (4-5 м).
5. «Торпеда» на месте, дыша, как при плавании сп. «Кроль» на груди (2-3 м).
6. Погрузившись в воду по плечи, ходить по бассейну и выполнять гребковые
движения, как при плавании сп. «Кроль» (2-3 м)
7. Игра «Я плыву» - пытаться плыть способом «Кроль» в упрощённом варианте
– без согласования работы рук и ног (4-5 м).
8. Свободные игры с игрушками и плавание доступным способом.
Тема 25 «Быстрее, выше, сильнее»
Задачи:
1. Продолжать совершенствовать навык скольжения по воде;
2. Закреплять навык погружения в воду с задержкой дыхания;
3. Воспитывать смелость.
Содержание:
1. Прыжки около бортика «Кто выше?» (1 м).
2. Прыжки с погружением «Кто ниже?» (при погружении делать выдох) (1 м).
3. «Нырни в обруч» - закрепление навыка ныряния в воду и выныривания в
определённом месте (по 4-5 р).

4. Упражнение «Чья стрела лучше?» - скольжение на груди и на спине –оценку
выполнения упражнения дают сами дети (по 2 попытки).
5. «Торпеда» на груди и на спине с различным положением рук (по 2 р в каждом
положении).
6. Игра «Оса» (2-3 м).
7. Свободное плавание и игры.
Тема 26 -27 «Повторенье – мать ученья»
Задачи:
1. Совершенствовать навык скольжения по воде;
2. Учить выполнять гребковые движения руками в горизонтальном положении
тела на воде;
3. Закреплять навык погружения в воду с задержкой дыхания и медленным
выдохом в воду;
4. Воспитывать смелость, решительность.
Содержание:
1. Прыжки около бортика с погружением и выдохом в воду (1-2 м), с
погружением с головой.
2. Ходьба по бассейну в полунаклоне, опустив лицо в воду и выполняя
гребковые движения руками в медленном темпе (2-3 м).
3. «Стрела» на груди и на спине (по 4-5 р).
4. «Чья стрела лучше?» на груди и на спине (по 5-6 раз, оценивает педагог).
5. «Торпеда» на груди и на спине с различным положением рук (8-9 р).
6. Скользить по воде, вытянув одну руку над головой, другую прижав к
туловищу (4-5 р).
7. Скользить на груди по воде, медленно выполняя движения руками в стиле
«Кроль» (3-4 м).
8. Игра «Водолазы» (3-4 м).
9. Игра «Я плыву» - произвольный стиль (3-4 м).
10.
Игры с игрушками, произвольное плавание.
Тема 28 «Смотри, как я могу» (открытое занятие)
Задачи:
1. Закреплять навыки скольжения по воде на груди и спине, погружения в воду
с выдохом и открытыми глазами;
2. Продолжать учить работать руками в стиле «Кроль»;
3. Воспитывать настойчивость; вызывать желание научиться плавать.
Содержание:
1. Бег по бассейну, загребая воду на скорость (2 м).
2. Игра «Передай мяч под водой» (3 р).
3. «Торпеда» на груди и спине с различным положением рук (6-8 р).
4. При выполнении упражнения «Стрела» медленно выполнять гребковые
движения в стиле «Кроль» (3-4 р).
5. Игра с погружением по желанию детей (4-5 м).
6. Свободные игры с игрушками, плавание в произвольном стиле.

4. Методическое обеспечение программы
4.1. Оценочные материалы к программе
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы
обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов
освоения Программы, позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей.
В процессе мониторинга исследуются уровень подготовленности детей по плаванию путем
наблюдений за ребенком, критериально-ориентированного тестирования.
Мониторинг проводится 1 раза в год. Возможна периодичность мониторинга, которая
обеспечивает полную оценку динамики достижений детей, сбалансированность методов, не
приводит к переутомлению воспитанников и не нарушает ход образовательного процесса.
Получаемая в ходе мониторинга информация, является основанием для прогнозирования
деятельности, осуществления необходимой коррекции, инструментом оповещения
родителей о состоянии и проблемах, выявленных у ребенка.
Уровень развития основных навыков плавания оценивается с помощью тестирования
плавательных умений и навыков детей в каждой возрастной группе. В качестве критериев
оценки выбран ряд контрольных упражнений из программного материала. Уровень
формирования и развития определяется по трем критериям: высокий, средний, низкий.
Для проведения контрольных упражнений необходим секундомер, вспомогательные
средства обучения, протокол обследования навыков плавания в разных возрастных
группах.

Поливание на
себя

Собирание
игрушек за 30
сек.

Лежание
на
воде
с
помощью
вспомогательн
ых предметов
Скольжение на
груди с доской
(поперёк)

Выдох в воду

Погружение в
воду с головой,
задержка
дыхания

Свободное
передвижение
с различным
положением
рук

имя
Фамилия
ребёнка

Скольжение
на спине с
доской

Плавание на
груди
с
работой ног с
предметом

Скольжение
на груди без
доски (2 - 4м)

«Звезда»,
«Поплавок» в
комбинации

Выдох в воду

Погружение в
воду
с
задержкой
дыхания (5-10
с)

Количество
посещённых
занятий

2-й год обучения

Фамилия имя
ребёнка

№
№

4.1.2.

Количество
посещённых
занятий

1-й год обучения

4.1.1.

4.2. Условия реализации программы
-Бассейн детского сада «Золотой петушок»
- Плавательные доски;
- Тонущие игрушки;
- Плавающие игрушки;
- Мячи;
- Гимнастические палки;
- Очки для плавания;
- Разделительные дорожки.
4.3 Дидактическое обеспечение программы
-Наглядные пособия;
-конспекты организованной образовательной деятельности.

5. Список используемой литературы
1.
Осокина Т.И. «Обучение плаванию в детском саду » -М., 1991 г.
2.
Рыбак М. «Раз, два, три плыви».- М., 2010 г.
3.
Пищикова Н. Г. «Обучение плаванию детей дошкольного возраста»-М., 2008 г.
4.
Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Богина Т.Л. Обучение плаванию в детском саду:
Книга для воспитателей детского сада и родителей/Т.И.Осокина,
Е.А.Тимофеева, Т.Л. Богина. - М.: Просвещение, 1991.-158 с.
5.
Н. Ж. Булгакова Плавание пособие для инструкторов общественников
М.Физкультура и спорт 1984
6.
В.С. Васильев Обучение маленьких детей плаванию. Физкультура и спорт 1961

7.

8.
9.
10.
11.

Б.Б.Егоров, О.Б.Ведерникова, А.В.Яковлева, Т.Д.Зайцева, Г.И.Панова, Ю.Е.
Пересадина Оздоровительный комплекс в детском саду: бассейн, фитобар, сауна
М. Гном. 2004
Т, А.Воробьева, О.И. Крупенчук Мяч и речь. СПб Дельта 2001
И.Д.Ловейко, М.И.Фонарев Лечебная физическая культура при заболеваниях
позвоночника у детей Ленинград Медицина 1988
Г.Левин Плавайте с малышами Минск Полымя 1981
А.И.Сорокина, Е.Г.Батурина Игры с правилами в детском саду М.1970

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат
Владелец
Действителен

603332450510203670830559428146817986133868575812
Замиралова Наталья Юрьевна
С 16 03.2021 по 16.03.2022


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».